Лимузин для государства

Автомобиль для первого лица, равно как и «борт № 1» собственного производства – вопрос престижа для любого государства. В настоящее время президент России по-прежнему летает на специально-подготовленном Ил-96, а вот по суше он передвигается на Mercedes Pullman. Правительственные ЗИЛы давно уже списаны на свалку истории. Но, кажется, не все еще потеряно.
 
О необходимости наличия автомобилей для обслуживания советской партноменклатуры впервые задумались еще в 20-х годах прошлого столетия. Правда, на тот момент руководство страны предпочитало ездить на иномарках. ЗИС 101-1 и 110, ставшие первыми серийными советскими машинами представительского класса, появились несколько позже. Да, они имели большую степень схожести с американскими аналогами, но их копиями ни в коем случае не являлись. Так и пошло: за выпуск лимузинов для первых лиц государства отвечал московский автомобильный завод, где было создано отдельное закрытое производство. Автомобили для чиновников пониже рангом (все равно недоступные простым смертным) сходили с газовского конвейера.

Лимузины ЗИЛ последних поколений были поистине уникальными. Они собирались исключительно вручную (даже кузовные панели). Никакому Rollce-Royce такое и не снилось. Каждый следующий автомобиль был не похож на предыдущий. Отдельного рассказа достойна технология бронирования. Ее эксклюзивность заключалась в том, что бронированные панели навешивались не на готовый автомобиль, как обычно, а наоборот – машина «строилась» вокруг бронекапсулы. Это обеспечивало непревзойденный уровень защиты.

В конце 80-х должен был увидеть свет ЗИЛ-4102, не менее уникальный и интересный, чем его предшественник. Успели даже построить два ходовых экземпляра. Рабочие шутливо назвали их Миша и Рая в честь тогдашнего президента и его жены. Но дальнейшего развития проект не получил. Ездить на «своем» стало не модно. Гараж особого назначения (ГОН) начал заполняться иномарками.
ГАЗ уже давно свернул производство легковых автомобилей, а ЗИЛ и вовсе практически прекратил свое существование. Тем не менее в прошлом году было подписано постановление о разработке не одной машины, а целого семейства автомобилей для первых лиц государства и правительственных чиновников. Проекту было дано громкое имя – «Кортеж». На протяжении довольно долгого времени о нем в прессу просачивались лишь невнятные слухи. Сейчас же появилась более подробная информация.

Закончилась фаза обсуждений и набросков. Уже проведен тендер на разработку дизайна будущих автомобилей. Требования звучали так: и «главный» лимузин, и машины сопровождения, и внедорожник, и минивэн должны быть выполнены в одном стиле и строиться на одной платформе. Позже на их базе появятся большой седан и кроссовер, которые поступят в свободную продажу. Определены требования к характеристикам машин и их функционалу. Более того, уже известны люди и организации, которые будут вести этот проект.
Итак, за инжиниринг будет отвечать главный автомобильный институт НАМИ. Куратором проекта внутри НИИ назначен Максим Нагайцев, некогда руководивший проектом «С» на АвтоВАЗе. Двигатели V8 и V12, равно как и трансмиссии будут разработаны в сотрудничестве с иностранными компаниями. К созданию шасси и кузовов могут привлечь как отечественных грандов инжиниринга с авиационным прошлым, так и иностранные компании, такие как Porsche и EDAG.

Известен и примерный бюджет проекта, после благополучного завершения которого уже в 2017 году и президент, и российские чиновники пересядут на машины отечественного производства, – он обойдется государству в 12 миллиардов рублей. Сумма немалая. И здесь возникает резонный вопрос: разве нельзя было найти этим деньгам лучшее применение? Наверное, можно, но, как мне кажется, здесь такой подход неуместен. Это вопрос престижа страны, не менее важный, чем Олимпиада в Сочи.

Инвестированные в Сочи миллиарды вернутся сторицей доходами от деятельности суперсовременного курорта с развитой инфраструктурой, в том числе и транспортной (именно ее-то и не хватало региону для совершения качественного рывка в своем развитии). Проект «Кортеж» нужно оценивать с точно такой же точки зрения.
Разработка целого семейства автомобилей, создание принципиально новой платформы – все это даст толчок для развития целой отрасли. Ведь в процесс будут вовлечены НИИ, производители комплектующих, инженеры, дизайнеры и т.д. Ну а что до высоких затрат, то выпуск моделей для свободной продажи, созданных на той же платформе, что и президентский лимузин, если не полностью, то частично их окупят.
Но самое главное, ради чего все это затевается, – это престиж страны. Согласитесь, есть определенное противоречие в том, что лидер мощного государства, претендующего на особое место на геополитической карте мира, ездит на автомобиле иностранного производства. Надеюсь, в скором времени с этой нестыковкой будет покончено.
Ну а в ответ на распространенное мнение о том, что прежде чем браться за столь амбициозные проекты, нужно сначала научить ездить Лады, можно сказать следующее: Великобритания никогда не могла похвастаться качеством своих массовых доступных автомобилей, однако известна на весь мир Роллс-Ройсами, Бентли и Ягуарами. Почему бы и нам не повторить этот путь, тем более что у нас тоже накоплен огромный опыт в создании уникальных и аутентичных машин высшего класса.