Сенсорный маркетинг

«Андрюха, а тут салон пахнет печеньем. Причем «Юбилейным». Это слова моего приятеля, который уселся в новенький УАЗ «Патриот». Я со своим многократно сломанным носом долго принюхивался, но даже мои далекие от совершенства рецепторы уловили знакомый с детства запах. Да, «Юбилейным», причем не традиционным, а клубничным. И после этого мы с ним весь вечер спорили, какой автомобиль, чем пахнет. А главное, почему у одних автомобилей этот запах приятный, а салоны других явно не пахнут фиалками. 

0bbc206c1fc060a19b64a686eba75e46.jpg































На самом деле, автомобильные компании уже давно используют наши органы чувств себе на пользу. Конечно, все началось со зрения. Ведь любому понятно, что хорошая упаковка – путь к успеху. Сделай шоколадке необычную обертку, и ты заинтересуешь покупателя. Но если с шоколадкой все сравнительно просто, то сделать красивую обертку автомобилю куда сложнее. А еще сложнее угодить большинству. Хотя если присмотреться к современным машинам, то элементы «обертки» у всех похожие. Один сделал удачный дизайн, остальные посмотрели и начали, немного изменив, копировать. Наверное, многие помнят нашумевшую историю с Lada X-RAY, когда АвтоВАЗ на полном серьезе выставил претензию Mitsubishi. Мол, у нового Mitsubishi Outlander Х-образное «лицо», позаимствованное у их концепта. Японцы на обвинение в плагиате не отреагировали. А журналисты посоветовали специалистам АвтоВАЗа присмотреться к Lexus, который уже не один год выпускает автомобили, передняя часть которого также использует латинский «икс». Словом, все придумали задолго до вас. Кстати, возможно, поэтому в автомобильном мире редко кто предъявляет претензии, касающиеся использования дизайнерских решений. Даже китайцам, которые плодят клоны самых популярных в мире автомобилей, пока все сходит с рук.  
Цитата
Сделай шоколадке необычную обертку, и ты заинтересуешь покупателя. Но если с шоколадкой все сравнительно просто, то сделать красивую обертку автомобилю куда сложнее. А еще сложнее угодить большинству.

Со зрением разобрались. Теперь к слуху. Тут все просто. Городские автомобили стараются сделать максимально тихими, а спортивным придать неповторимое звучание. В некоторых машинах даже предусмотрен выбор звука выхлопа. А с учетом того, что не за горами эра бесшумных электрических машин, то специалистам по звуку будет чем заняться, ведь рокот автомобиля можно «рисовать» с чистого листа. И очень скоро мы увидим, на что способна фантазия автомобильных звукорежиссеров. 

5665251b3df850251bd1af075e07e777.jpgТактильные ощущения. Вы никогда не задумывались, почему вам приятно гладить котика и неприятно трогать жабу? И не узнаете, поскольку эти ощущения врожденные, а не приобретенные. И тем легче вами манипулировать. Отделайте салон кожей «Альканатара», облейте все пластиковые детали, к которым прикасаются руки водителя, специальным лаком, и ваш продукт обречен на успех. Но это, если говорить о премиум-сегменте. С масс-сегментом все сложнее, поскольку дорогие отделочные материалы просто не укладываются в бюджет. Вот и приходится идти на всевозможные ухищрения. Отсюда и появляется резиновый руль, похожий на кожаный, ткань, напоминающая велюр, и пластик, такой же блестящий, как хром. Но человека тут обмануть трудно – он легко отличает подделку от оригинала. 

А теперь самое интересное – обоняние. Первыми к носам и носикам автолюбителей обратилась компания «Мерседес». Специалисты-химики придумали для немецкой компании свой фирменный аромат. Его задача, сделать так, чтобы автомобиль пах дорого. Конечно, это не примитивный ароматизатор в виде елочки. Аромат, можно сказать, встроен в детали автомобиля. И владелец «Мерседеса», даже если его посадить с завязанными глазами в другую машину премиум-сегмента, сразу скажет, что запах тут какой-то неродной.

К обонянию покупателей обращаются и компании, предлагающие машины масс-сегмента. Не так давно Ситроен встроил в автомобиль специальный картридж для ароматизатора, и покупатель мог выбрать один из 9 запахов. Правда, есть и такие, кто с помощью отдушек просто старается заглушить в салоне неприятный запах дешевого пластика. 

Впрочем, есть еще компании, которые не добрались до всех органов чувств автовладельцев. Скажем, китайские производители, да и наши по-прежнему предлагают салоны, пугающие едким запахом химического производства. Но если меня и моего друга нюх не обманывает, то наши автомобильные производители стали догадываться, как завладеть покупателем. Ведь не просто так «Патриот» запах печеньем.