История двух аксессуаров

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эту фразу из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» любят цитировать в основном те, кто продает утилитарные и дешевые машины. На самом же деле, автомобиль, едва успев появиться, конечно же, стал роскошью. И каждый автомобильный концерн старался предложить своим покупателям не только самые прогрессивные технологические разработки, но и самые модные аксессуары. 
23909be38ea6b6c18d1fe2938cadd41c.jpg

Итак. Думаю, многие знают, что первая в мире радиограмма состояла из двух слов: «Генрих Герц». Эти слова прозвучали из уст Александра Попова 24 марта 1896 года. Спустя шесть лет Натан Стаблфилд, американский изобретатель из Кентукки, находясь на пароходе, плывшем по реке, продемонстрировал первый в мире беспроводной телефон. Созданная им конструкция позволяла поддерживать разговор более чем с пятью участниками, которые могли находиться на расстоянии до 700 метров. Конечно, этим изобретением заинтересовались автомобильные компании: заманчиво быть мобильным и доступным, скажем, при поездке на машине. 

fb2d8212af5c268890cbc355ef764eb4.jpgЭксперименты были разными. В 1910 году Ларс Эрикссон, путешествуя с женой в автомобиле, придумал способ всегда оставаться на связи: он цеплялся специальными «удочками» за телефонные провода и звонил оператору с обычного домашнего аппарата, который лежал у него в машине. Не совсем беспроводная, но все же мобильная связь. В 20-е годы радиопередатчики появились на автомобилях полиции Детройта. Связь, правда, была односторонней. А в 1924 году свет увидел первый автомобильный радиотелефон от Bell Telephone Company с двусторонней связью. 

Чуть позднее и появилась легендарная фраза: я позвоню тебе из своего автомобиля. Она сразу показывала статус человека, ведь позволить мобильную связь могли только очень обеспеченные люди.  Полвека, радиотелефон был мобилен, но все же требовал подключения к электрической сети автомобиля.  В противном случае пешеходу пришлось бы возить за собой тележку с аккумулятором. И вот 3 апреля 1973 года прохожие на улице Манхеттена удивлялись человеку, который держал у уха пластиковую коробку, и при этом с ней же говорил. Этого мужчину звали Мартин Купер, а предмет, который он держал возле своего уха, был первым в мире сотовым телефоном. Но это уже не автомобильная история.

Параллельно со связью активно развивалась и музыка в машине. Поверьте, это увлекательная история. Первая аудиосистема – это обычный стационарный радиоприемник. Богатые господа устанавливали в машину домашнее радио. Оно занимало половину автомобиля, а сам автомобиль приходилось в буквальном смысле обматывать антенной. Зато его владелец был в центре внимания, ведь у него играла музыка. Играла недолго – лампы не выдерживали тряски, и их приходилось регулярно менять. Позднее стали предлагать радиоприемники со специальными армированными лампами.

a943e82b33167b94eaa3c705b5b12928.jpgА теперь самое интересное. Все знают марку Motorola. А вы знаете, как она появилась? Первая часть слова – «мотор», а вторая позаимствована из названия Victrola, производителя виниловых проигрывателей. Отсюда и пошли названия радиола, магнитола. Между прочим, стоимость гибрида радио и винилового проигрывателя  в машине составляла около 10% от ее стоимости. 

Эпоха винила это просто красивые слова. Положа руку на сердце, пластинки не прижились. Они скакали, портились. Какие бы подвесы не придумывали для проигрывателей, полностью решить проблему так и не получилось. Так что радио –  все же оставалось главным источником звука. Но у нас и того не было. В СССР первый штатный приемник появился в «Москвиче-412». А мог бы и не появиться, поскольку спецслужбы считали, что это абсолютно лишняя вещь. Мало ли какую волну поймает автолюбитель. Потом проблем не оберешься. 

Пленка решила все проблемы. Теперь можно было слушать ту музыку, которую хочется, а не ту, что навязана музыкальным редактором станции. Пленка не скакала, не разваливалась. А в 69-м году свет увидела первая стереомагнитола. Теперь началась гонка за качество звука. Самые смелые идеи, самые неожиданные решения: от сабвуфера до золотых клемм усилителей. Машина стала превращаться в музыкальную шкатулку. Дальнейшая история всем известна: CD, «флешка», как носители. Цифра, как способ передачи информации.