Три варианта развития событий

Меня часто спрашивают: когда мы будем ездить на автомобилях с электрической тягой, когда они станут доступными и запаса хода на одной зарядке будет хватать чтобы добраться из Москвы в Питер? Предлагаю вместе порассуждать на эту тему. Я буду выдавать факты, а вы их интерпретировать.

f4d989a800ddeb99169a67e80430db5d.jpg

Итак, несколько фактов из истории, чтобы понять, как весело она бежит по спирали. 1841 год. К тележке прикрутили электрический двигатель, и она стала ехать без помощи лошадей. В 1899 году русский дворянин и инженер Ипполит Романов создал первый электрический омнибус на 17 пассажиров, который, к слову, мог разгоняться почти до 40 км/ч. Подзаряжать его надо было каждые 60 км. Проблема подзарядки тогда стояла остро, поскольку не было выпрямителей тока, и заряжали омнибус через специальный генератор. В 1906 году был изобретен выпрямитель тока, но он проблему не решил. Потом пошли гибриды. Toyota отмечает, что Prius — это первый серийный гибридный автомобиль. Пусть так, хотя небольшие серии машин были и до него... почти столетие назад. Когда электрический привод питала, скажем, паровая машина.
Не будем разбираться, кто был пионером отрасли. Про электрических пионеров забыли, поскольку в центре внимания оказался двигатель внутреннего сгорания. Грязный, капризный, конструктивно и технологически сложный, с низким КПД, но удобный для повседневной эксплуатации, а главное — удобный для нефтяной промышленности. Давайте будем честны: мы заправляем машины бензином лишь потому, что экономика основных мировых держав держится на нефти и все инженерные силы более полувека были ориентированы на получение энергии из черного золота, а не, скажем, из воды. Все альтернативные технологии всегда уходили на пыльные полки. Конечно, пытливый мозг инженеров из ОКБ (Отдельное конструкторское бюро) был в постоянном поиске, но ничего, кроме опытных образцов, свет не увидел. Кстати, и в СССР были попытки сделать электрокар.

62dbfa72f558fb047632a4e1e7697465.jpg

А теперь — наше время. Некоторым кажется, что борьба за экологию сможет вновь вернуть интерес к электричеству. Об экологии чуть позже. Обратите внимание, что многие автомобильные компании на международных автосалонах показывают электромобили. Одни демонстрируют концепты будущего, другие — предсерийные образцы. По нашим дорогам уже колесят машины, выпускаемые малыми партиями, в которых отсутствуют двигатели Отто или Дизеля. Но что это за машины? «Кубышки» для крупных городов, на которых можно проехать от силы несколько десятков километров и срочно искать зарядную станцию. «Тесла» — игрушка для богатых, в которой не так много автомобиля, а много модного гаджета. И обратите внимание, в большинстве стран никто не создает глобальную инфраструктуру по зарядке электрокаров. Хотя, конечно, существуют электрические программы в некоторых заграничных мегаполисах, но масштабными их не назовешь. И объяснить это несложно.

e7152cec8facd92533d36aa9c332d8fd.jpg

По факту, никакой глобальной борьбы за экологию нет. Во-первых, двигатель внутреннего сгорания не единственный источник загрязнения нашей планеты. Энергетика, производство и бытовые загрязнители наносят колоссальный урон окружающей среде. А потом, задумайтесь, откуда берется электричество. Или, вернее, куда тянутся провода от электрической зарядки автомобиля? Большую часть энергии мы получаем, сжигая топливо, остальные, менее вредные для среды, это — АЭС и ГЭС. Хотя на счет АЭС — вопрос спорный. Достаточно вспомнить о последствиях аварий в Чернобыле и на японской «Фукусиме-1». Словом, не стоит думать, что электрическая энергия — чистая и дармовая. Многие эксперты уже не раз отмечали, что электрический транспорт улучшит состояние воздуха в мегаполисах, но нанесет дополнительный вред в регионах по выработке энергии. Утверждение хоть и спорное, но некоторая логика в нем есть.

Теперь давайте посмотрим на три варианта развития электрификации автомобильной отрасли.

Путь первыйэволюционный. Проще говоря, многие годы в наш обиход будут входить гибридные установки разных мастей, которые постепенно станут разбавлять автомобили на полностью электрические источники питания. Крупные страны разовьют заправочную сеть, и ваш автомобиль на любом перекрестке станут насыщать электронами. С каждым годом время на зарядку будет уходить все меньше, а запас хода будет все больше. Реалистичный сценарий, но вот вопрос: почему тогда мы не видим электрических заправок на каждом шагу? А все просто — это колоссальные вложения. Частному капиталу такие программы не интересны, да и любое государство свой бюджет считает. Но все же ответ лежит не совсем в этой плоскости. Все ждут технологического прорыва и боятся вкладывать средства в крайне устаревшую технологию «вилочек» и «розеточек».

fd280a54bb14222789b93d539a07eeee.jpg

Путь второй — утопический. Предположим, что на законодательном уровне крупные автомобильные державы предложат программу сокращения производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. С «лампочкой Ильича» так и получилось — просто стали ограничивать производство ламп с нитью накаливания. Волей-неволей автогигантам придется выпускать электрокары, давать бой конкурентам и создавать реалистичную программу ценообразования на свой продукт. Естественно, что в этом сценарии найдутся компании, которые возьмутся за создание сети зарядок. Такой вариант неоднократно предлагали, но ни одна страна в эту игру сыграть не рискнула.

b3415bcb310e37ea00d3944279998f47.jpg

Путь третий — технологический. Мы знаем, что у электроавтомобилей два основных минуса — ограниченная среда обитания, привязанная к зарядным станциям, и очень завышенная цена на продукт. Все разговоры: «ну вы же заряжаете ваш iPhone два раза в день, значит, и машину можете заряжать», не более чем лукавство. Никто не хочет покупать втридорога и эксплуатировать транспортное средство, обреченное на жизнь с проводом у зарядки. Уверен, что сейчас вы напомните мне о «Тесле», которая 400 км может проехать без подзарядки. Все верно, только вспомните, сколько она стоит. Не так давно общался с представителем компании Jaguar, они в будущем году выпустят модель I-Pace, которая также готова на зарядке проезжать более 400 км. Но в британской компании не лукавят — они не выпускают массавтомобиль. Своего покупателя они видят очень четко: и у него есть либо место на паркинге с зарядкой, либо частный дом. Кроме того, I-Pace — не единственный автомобиль в семье. Уверен, что в премиум-сегменте такая позиция у большинства. И их электрические автомобили — это не совсем транспортные средства, а, скорее, дань моде и желание быть в тренде. Вспомните, как лет десять назад нарасхват шли гибриды — и ведь тоже не более чем тренд. Но все же автомобильные компании видят электричество как энергию будущего. И ждут технологического прорыва в этой области. А вот когда он случится, можно только гадать. И до этого момента рано списывать в утиль гениальных инженеров Отто и Дизеля, которые подарили нам на долгие годы скорость и свободу.

8751ecb448c46fbe41015129573644b0.jpg