Атлетичная элегантность

14.04.2017

Этой весной публике представили вторую по счету модель бренда, принадлежащего Hyundai, — Genesis G80. Ведущий дизайнер Центра исследований и разработок Hyundai в Рюссельсхайме Никола Данза, руководивший созданием внешнего дизайна новой модели, рассказал AUTOGODA о том, как рождается образ роскошного автомобиля.

— Давайте начнем с общего вопроса о бренде Genesis и его дизайне. Дизайн — это то, что во многом определяет самую суть бренда. А каким должен стать бренд Genesis? Абсолютно международным, космополитичным или с отпечатком национального стиля, например корейской школы автомобильного дизайна?

— Одно из преимуществ Genesis — то, что это абсолютно новый бренд, и потому не отягощенный историческим наследием. Это действительно огромное преимущество, так как в данном случае не нужно следовать уже существующим традициям. Но в то же время быть новым брендом очень трудно, ведь это своего рода вызов, поскольку не от чего отталкиваться. Да, вне всякого сомнения, Genesis — международный бренд, у которого нет строгой ориентации на США, страны Азии или, скажем, Россию. Но у него должно быть собственное лицо, его должны узнавать в любой точке земного шара.

— Перед вами стояла непростая задача. Genesis — роскошный автомобиль, а покупатели таких машин, как правило, довольно консервативны, они не любят экспериментов. Вас не беспокоит, что решетка радиатора Genesis получилась схожей с аналогичными элементами Audi A6 и A8?

— Беспокоит, конечно... Но если вы знаете, сколько времени занимает разработка автомобильного дизайна, это уже не беспокоит вас слишком сильно. Любой проект начинается как минимум за три года до того, как новую модель увидит публика. Мы движемся в своем направлении, и иногда у нас получается, а иногда нет. В отношении люксовых брендов детали зачастую оказываются важнее общих очертаний автомобиля. И мое беспокойство по упомянутому вами поводу не так уж велико, поскольку я смотрю на предмет глазами дизайнера и вижу больше различий, чем сходства. Да, общие очертания решетки действительно похожи, но ламели — совершенно другие, логотип размещен иначе, по-другому решено сопряжение капота с облицовкой радиатора, и сочетание всех этих элементов определяет разницу в образах.

— Тенденция последних лет — то, что производители делают все машины в своей линейке, от представительского седана до начальной модели В-класса, очень похожими друг на друга по дизайну, так что неподготовленный человек может их просто не различить. Вам как дизайнеру нравится такой подход или вы предпочли бы, чтобы автомобиль каждого класса был уникальным?

— Все зависит от бренда и тех решений, которые он принимает. Лично я такой подход считаю неправильным. Да, покупателю автомобиля классом ниже это может нравиться, поскольку его машина будет чисто внешне похожа на более дорогие и мощные модели, а вот владельцам этих самых моделей такое положение вещей радости не доставит. Мне кажется, дизайнерам нужно добавлять больше отличительных деталей. Да, какие-то линии и очертания могут быть сходными, но в целом я не одобряю масштабирование в дизайне.

— Хотелось бы больше узнать о дизайнерском коллективе марки. Сколько в нем людей, из каких они стран, где расположены дизайнерские центры...

— Genesis — новый бренд, поэтому коллектив дизайнеров пока не слишком велик. У марки есть дизайнерские центры в Корее и США (в Калифорнии), а в настоящее время идет формирование такого же центра в Европе. Численность сотрудников — около двадцати человек в Корее, столько же в США и примерно столько же будет и в европейском центре. Но слишком большое количество сотрудников дизайн-центру и не требуется. Дизайнеры — люди творческие, а ни одному руководителю не нужно, чтобы в рамках коллектива, которым он руководит, был слишком большой разброс мнений по основным вопросам. Достаточно того, что делается несколько предложений, из них выбирается лучшее, которое и прорабатывается дальше. Ну а поскольку Genesis изначально задуман как глобальный бренд, очень важно, что учитываются точки зрения людей из разных стран.

— Вы сотрудничаете с дизайн-центрами Hyundai? Может быть, используете их ресурсы в моделировании и макетировке?

— Да, мы действительно используем некоторые технические ресурсы Hyundai — они достаточно велики, так что ими можно поделиться. Но в творческом плане стараемся сделать все, чтобы Genesis воспринимали как самостоятельную компанию. Это единственный путь к формированию собственной идентичности. Плюс ко всему Genesis, в отличие от Hyundai, это автомобили на заднеприводной платформе, так что наработанные на переднеприводных платформах решения просто не могут быть применены. Естественно, для упрощения логистики команды могут размещаться в одном здании, использовать общие ресурсы при макетировании, но работают они абсолютно самостоятельно.

Если вы используете правильные ингредиенты, получается настоящий шедевр. Важно соблюдать грамотное соотношение всех элементов автомобиля — его внешности, интерьера, цены, общего впечатления. Слова, которые могли бы описать дизайн Genesis, — «атлетичная элегантность»

— Когда Toyota решила создать отдельный люксовый бренд Lexus, то первые модели новой марки можно было назвать «статистическими» автомобилями, поскольку их разработке предшествовала огромная работа по выяснению того, что именно хотят видеть покупатели в автомобилях класса люкс. А команда Genesis проводила подобные опросы?

— Естественно. Genesis — бренд без исторического наследия, и нам нужны были какие-то ориентиры и точки отсчета. В этом плане мы должны были очень внимательно прислушиваться к мнению потенциальных покупателей. Конечно, мы не можем удовлетворить потребности и вкусы абсолютно всей аудитории, но в целом мы старались ориентироваться на некое большинство, ведь компании нужно продать как можно больше машин. В то же время автомобиль обязательно должен обладать некой индивидуальностью, отражающей, в свою очередь, индивидуальность владельца. Ведь автомобиль — это вторая по стоимости покупка после дома или квартиры. Тем более что мы говорим о премиальных автомобилях, а этот сегмент очень отличается от массового.

— Петер Шрайер как-то сказал, что дизайн не помогает продавать продукт — он и есть продукт, который вы продаете. Вы согласны с таким утверждением?

— Вы всегда покупаете то, что вам нравится, будь то автомобиль или телефон. Вы покупаете сердцем: нравится — покупаете, не нравится — не покупаете. Дизайн — это то, что обеспечивает привлекательность, то, что продукт вам понравится. Позже вы будете присматриваться к деталям, но в случае с люксовыми автомобилями вы прежде всего смотрите на внешность. У автомобиля может быть лучший в мире интерьер, но если он вам не понравится снаружи, вы не подойдете и не откроете дверь. В классе премиум бывает, конечно, что все главное таится внутри, потому что такие марки, как Bentley или Rolls-Royce, стараются в первую очередь держаться своего исторического наследия, а совмещение того языка дизайна, который уже стал для них традицией, с современной техникой может оказаться нетривиальной задачей. Но для них это не такая уж большая проблема, потому что в таком случае гораздо важнее имидж и репутация бренда: «Неважно, как я выгляжу, но я — Rolls-Royce».

— Вашей специализацией является именно внешний дизайн. Но каким, по-вашему, должно быть соотношение внешнего и внутреннего дизайна? Пятьдесят на пятьдесят?

— Мы это не раз обсуждали. Знаете, хотя мы работаем в одном здании и как будто делаем то же самое, используем одинаковую технику, это совершенно разная работа по своей сути, и наши подходы кардинально различаются. Внешний дизайн основан на эмоциях, на пропорциях и на том, как автомобиль «садится» на колеса. Дизайн салона — это прежде всего архитектура, подбор материалов и те ощущения, которые они вызывают. У этих направлений совершенно разные задачи. Задача внешнего дизайна автомобиля — заставить вас захотеть купить этот автомобиль. Ну и еще — показать соседям, какая у вас хорошая машина. Однако находясь в салоне, вы не видите ее со стороны. В общем, это настолько разные вещи, что, я бы сказал, соотношение будет сто на сто.

— Процесс разработки дизайна — это всегда борьба образа и технологии. Если у вас переднеприводная платформа, сложно получить длинную линию капота. Вам повезло, вы занимаетесь разработкой дизайна большого заднеприводного автомобиля. Но приходится ли и вам вступать в конфликт с инженерной стороной вопроса?

— Безусловно. Хотя в основе G80 заднеприводная платформа с совершенными пропорциями, длинным капотом и большой колесной базой и в сегменте премиальных автомобилей вы можете потратить на разработку больше денег, чем в случае с массовыми моделями, противоречия все равно возникают. Менеджеры компании хотят получить прибыль от продажи этих автомобилей, так что все равно приходится на чем-то экономить. И дизайнер может сэкономить, сделав так, что автомобиль или какая-то его часть будет выглядеть дороже, чем это есть на самом деле.

— Ваши коллеги из Японии, представители марки Lexus, придумали особое слово, описывающее язык дизайна своего бренда, — L-finesse. А какое слово вы бы выбрали для дизайна Genesis?

— Знаете, это как рецепт старинного блюда. Если вы используете правильные ингредиенты, получается настоящий шедевр. Важно соблюдать грамотное соотношение всех элементов автомобиля — его внешности, интерьера, цены, общего впечатления. В премиальном сегменте люди тратят больше денег, но это не означает, что они делают это с легкостью. Они хотят тратить их эффективно, на то, что им нужно, и не более того, чем необходимо. Что же касается слов, которые могли бы описать дизайн Genesis, то мы используем словосочетание «атлетичная элегантность» (Athletic Elegance). Но выразить это в одном слове я, пожалуй, не возьмусь.

— У ваших коллег из KIA есть определенные ключевые элементы, и один из них — «тигриный нос», который стал главным признаком, сделавшим автомобили этого бренда узнаваемыми. А что является таким элементом для Genesis?

— Безусловно, решетка радиатора, которую мы называем Crest Grill, «облицовка с гребнями», что означает некую «заостренность» детали в отдельных зонах. Это придает «лицу» автомобиля значительность и солидность.

— Для художника его творение — это его детище. У G80 есть детское прозвище?

— Нет, мы таких прозвищ не даем, но могу рассказать, что, дизайнеры, делая эскизы, порой издают очень странные звуки... (Смеется.) Может быть, это нужно для того, чтобы возник правильный настрой. Возможно, они и дают своим творениям какие-то тайные имена, но никому их не называют.

— Дизайнеры рисуют автомобили в соответствии с полученным заданием и при этом, безусловно, фантазируют. Но потом проект показывают инженерам, которые могут сказать: нет, это невозможно. Затем приходят маркетологи и говорят: нет, это будет слишком дорого. Вам приходилось сражаться за свои идеи в рамках проекта Genesis? И какое место занимает дизайн в вашей компании?

— Думаю, битвы между дизайнерами и инженерами будут происходить всегда: у нас, конечно, есть некие образы, но их нужно соотнести с реальным продуктом. Образ — это то, что мы хотели бы увидеть на улице, но его еще надо воплотить в нечто видимое. Это долгий и непростой процесс. Иногда противостояние между инжинирингом и дизайном бывает весьма напряженным, но это как детская ссора. Что же до места дизайна в проекте, то в таких автомобилях важно все. Да, вы покупаете машину потому, что она вам понравилась, но все должно соответствовать вашим ожиданиям — динамика, скорость, управляемость, уровень шума, комфорт. И у производителя нет права на ошибку.

— Марка Genesis пытается позиционировать себя на том же уровне, что и Lexus, но пока не слишком успешно. Может быть, имело смысл сделать выход на рынок второй модели более громким с точки зрения дизайна?

— А подождите. Все будет, и я в этом уверен. Сейчас в компанию приходят новые люди, соответственно, дизайн будет меняться. Будут яркие и громкие концепты, которые вы увидите в ближайшее время.

— Genesis G80 — это фактически Hyundai Genesis после рестайлинга. Правда ли, что уже готово следующее поколение этой модели?

— Почти готово. Я не могу сейчас говорить, какие конкретно машины находятся в разработке, но компания заинтересована в том, чтобы создать широкую линейку автомобилей. AG

К списку интервью

Комментарии