ДОРОГА НА ВОСТОК

Из примерно 3 тыс. наименований полезных ископаемых, добываемых в мире, одну треть можно найти на Урале и в Сибири. А потому дорога в восточную часть нашей страны всегда была делом государственного значения. И, конечно, проложили ее первопроходцы. По их следам и отправилась наша экспедиция.

Путь предстоял сложный и протяженный, а значит, к выбору автомобилей для экспедиции нужно было подойти обстоятельно. Наш караван составили внедорожники Mitsubishi: два Pajero Sport и пикап L200. Все — с автоматическими коробками передач, полноприводными трансмиссиями Super Select и 2,5-литровыми дизельными двигателями. В кузов пикапа мы загрузили квадроцикл Stels Leopard 600.

Первая часть маршрута нашей экспедиции прошла по северному пути к Уралу, проложенному во второй половине XVII века, в период активного освоения этих земель. Отправившись из Москвы, мы проехали через Ярославль, Вологду и Великий Устюг, в котором и сделали первую длительную остановку.

Сказочное место

Великий Устюг — город хоть и небольшой, но с очень интересной историей. Первые письменные упоминания о нем относятся к 1207 году, а в 1212-м преподобный Киприан Устюжский основал здесь Михайло-Архангельский монастырь, который положил начало строительству города на левой стороне реки Сухоны. В XIV веке Устюг был важнейшим опорным пунктом ростово- суздальских князей в войне с новгородцами, а затем окончательно вошел в состав Великого княжества Московского. Благодаря удачному географическому положению он стал крупным центром торговли. В XVI веке Иван Грозный включил Устюг в список опричных городов — тогда в его названии и закрепилось слово «Великий».

Несмотря на то, что город пережил крупный пожар в конце XVIII века и массовые разрушения часовен, церквей и соборов в 30-е годы минувшего столетия, он сохранил значительную часть своих архитектурных сокровищ. Ну а в 1999 году Великий Устюг стал, как известно, резиденцией Деда Мороза и местом паломничества туристов.

Не отказались от встречи с любимым персонажем и мы. Резиденция находится в парке с обустроенными прогулочными дорожками и деревянными скульптурами. Там и стоит изба Деда Мороза. Пик туристического сезона приходится, разумеется, на зимние месяцы, поэтому приезжать сюда лучше в марте: и снег еще лежит, и световой день подлиннее, и народа поменьше. А найти ночлег в Устюге не проблема — гостиниц хватает. Некоторые расположены в старинных зданиях. В одном таком живописном отеле, откуда до всех достопримечательностей рукой подать, остановились и мы.

Покидать Великий Устюг, честно говоря, было грустно. Очень интересное место. С особой атмосферой. Приезжайте, не пожалеете!

 

ATV

Незаменимым помощником в нашем путешествии был квадроцикл Stels Leopard 600, любезно предоставленный компанией Веломоторс. Универсальный и мощный, он не раз выручал нас в сложных ситуациях. Если потребуется доставить съемочную группу в труднодоступные места или провести разведку, квадроцикл незаменим. www.velomotors.ru

Маленькая Бельгия

Следующими пунктами нашего путешествия стали города Усолье и Березники, расположенные по двум берегам реки Камы. От Великого Устюга до Березников — более 1000 км, и 400 из них — грейдерная дорога. Большая ее часть — сносного качества, но есть и практически непроходимый для обычных легковых автомобилей участок. Посуху еще как-то можно его преодолеть, а после дождя он превращается в настоящее бездорожье, которое покоряется только «железным» автомобилям. Таким, какие были у нас.

История Березников тесно связана с добычей полезных ископаемых. Первые поселения появились здесь в XVI—XVII веках на базе соляных промыслов. Важной вехой в строительстве города стало основание здесь первого в России содового завода, принадлежащего купцу Любимову. По его заказу был спроектирован заводской поселок с жилыми домами, театром, гостиницей и училищем. Получилось красиво. Недаром Борис Пастернак, побывав в Березниках, назвал это место «маленькой промышленной Бельгией».

Поспособствовали развитию города и открытие одного из богатейших в мире месторождений калийных солей, и Юрчукское нефтяное месторождение (335 тыс. т черного золота в год).

Между тем из-за активной добычи полезных ископаемых Березники страдают от такой напасти, как регулярные провалы грунта. В октябре 2006 года, например, провал шахты привел к повреждению федеральной железной дороги. А рядом были жилые дома. Пришлось вести линию в обход опасного участка...

Из-за постоянной угрозы провалов горожане постепенно переезжают на другой берег реки — в новый жилой район. Нас возможные движения грунта не испугали, мы переночевали в Березниках, а наутро выдвинулись в сторону Верхотурья.

ШИНЫ

Наши автомобили были обуты в шины Cooper Discoverer AT/3. В ходе экспедиции они проявили себя как универсальные внедорожные шины для дальних путешествий. Cooper Discoverer AT/3 хорошо работают на любых поверхностях: твердом грунте, песке, грязи. Кроме того, они не шумят на асфальте даже на высокой скорости и неплохо сопротивляются аквапланированию. Это отличный вариант, если большая часть поездки проходит по асфальту, но периодически необходимо преодолевать бездорожье. http://ru.coopertire.co.uk

Исторические вехи

По пути мы заехали в пару интереснейших мест. И прежде всего — в Алапаевск. Именно здесь, в здании Напольной школы, провели под арестом последние месяцы жизни великие князья императорского дома Романовых. Все они были убиты большевиками, сбросившими тела жертв в шахту. Теперь на месте трагедии воздвигнут поклонный крест и построена небольшая часовня, а на территории бывшей Напольной школы открыт женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны.

Неподалеку от Алапаевска расположено село Нижняя Синячиха. Там работает музей-заповедник деревянного зодчества, где представлены традиционные жилые и хозяйственные постройки Урала, а также уникальное собрание изделий народного творчества. Музей был основан инженером-землеустроителем И. Д. Самойловым. Часть экспонатов он приобрел на собственные средства, часть — самостоятельно реставрировал. Сегодня музейный комплекс включает более 20 различных зданий, в числе которых три типичные крестьянские усадьбы. Впечатляюще выглядят сторожевая и пожарная башни, а также ветряная мельница.

Легендарный путь

Говоря о нашем маршруте, нельзя не упомянуть о Бабиновской дороге, соединившей в 1597 году Соликамск и Верхотурье. Ее называют дорогой, создавшей Россию и даже сравнивают с путем «из варяг в греки».

Конечно, та, первая, дорога, по которой ездили обозы и ходили каторжники, не сохранилась, но ее история заслуживает отдельного рассказа. После того как Сибирь вошла в состав России, новую богатейшую территорию нужно было осваивать. Существовал водный путь, слишком долгий и сложный. И вот предприимчивый крестьянин Артемий Сафронович Бабинов, однажды встретив вогулов (народность манси), незаметно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. Чтобы найти путь назад, он заламывал ветки деревьев... Таково предание. На самом деле, Бабинов вряд ли смог бы незаметно идти за вогулами — они были опытными таежниками и неминуемо его бы засекли. Более приземленная версия гласит: Бабинов просто договорился с охотниками, и они показали ему маршрут. Как бы то ни было, дорога через Уральские горы в Сибирь была найдена, о чем Артемий Бабинов и доложил в Москву. Высочайшее согласие на строительство было получено, выделены деньги и рабочая сила. На протяжении 150 лет Бабиновская дорога являлась единственным официальным путем сообщения между европейской частью России и Сибирью. И связано это было с тем, что в 1600 году в Верхотурье открылась таможня. Город стал своеобразными воротами в Сибирь, и все проезжавшие обязаны были отчитаться о товарах и заплатить пошлины.

Сегодня дожидаться, пока таможня даст добро, не нужно, и наш караван прибыл в Верхотурье без административных процедур.

МАСЛО

В поездке мы использовали масло марки Petro-Canada. Оно производится одноименной канадской компанией с 1975 года. Масло Petro-Canada хорошо защищает двигатель от износа при работе в жестких режимах и под высокой нагрузкой. Особенно хочется отметить приспособленность этого масла для двигателя ATV. www.petrolube.ru

Сокровища Верхотурья

С момента основания в 1597 году и по сей день этот город, самый малочисленный в Свердловской области, является своеобразной столицей Урала. Поначалу — транспортной и торговой, а с XIX века — духовной.

Сегодня в Верхотурье проживают всего 7,5 тыс. человек, но здесь неимоверное количество монастырей и церквей. Именно они являются главным украшением этого места. Выдающийся памятник архитектуры — действующий Спасо-Николаевский мужской монастырь (его площадь равна половине Московского кремля). В начале XX века в честь 300-летия дома Романовых тут возвели величественный Крестовоздвиженский собор. По размерам он третий в России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. А в Преображенском соборе на территории монастыря хранятся мощи Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков.

К 2015 году планируется превратить Верхотурье в крупный паломнический и туристический центр. Предполагается, что путешественникам будет интересно не только любоваться архитектурой церквей и соборов, но и посмотреть на 200-летние жилые дома — образцы уральского и сибирского зодчества. Сегодня же в городке есть две гостиницы, но нам посчастливилось переночевать в монастыре, в комнатах для паломников, где каменные стены кельи сохраняют прохладу летом и тепло — зимой.

На следующий день мы отправились в Нижний Тагил.

Славные династии

Нижний Тагил — относительно молодой город: ему чуть больше 290 лет. Его основали представители знаменитой династии Демидовых, которой до революции принадлежали железоделательные и медеплавильные заводы. Их продукция была известна во всем мире под знаком «Старый соболь». Достаточно сказать, что листовая медь Верхне-Выйского завода использовалась при возведении Статуи Свободы в Нью-Йорке. Сейчас завод Демидовых превращен в музей-заповедник горнозаводского дела.

Не менее знаменитые жители Тагила — отец и сын Черепановы, построившие первый в России паровоз. Памятник, посвященный этому событию, установлен в центре города.

Еще одна достопримечательность — Лисья гора (в народе — «Лысая»). Растительности на ней действительно маловато, зато на самой вершине стоит сторожевая башня, построенная в 1818 году. С горы открывается прекрасный вид на город, Тагильский пруд и окрестные холмы.

Медные горы, золотые берега

Красивейшие места Урала тесно связаны с великим сказочником Бажовым и его Данилой-мастером. Мы заглянули в карьеры в Липовке, где мастер добывал малахит и повстречался с Хозяйкой Медной горы. Затопленные ныне бывшие карьеры сверкают бирюзовой водой, а вокруг простираются невероятные пейзажи...

По пути в Екатеринбург мы заскочили в небольшой городок Невьянск, где находится знаменитая Наклонная башня. Выглядит она не менее эффектно, чем прославленная Пизанская. Отклонение от вертикальной оси у Невьянской башни составляет чуть менее 2 м. А построена она была в XVIII веке по приказу Акинфия Демидова. Особую ценность представляют установленные на ней куранты с музыкальным боем, изготовленные Ричардом Фелпсом.

И вот Екатеринбург, крупнейший промышленный центр мирового значения. Новые районы, небоскребы, метро и старинные соборы — здесь есть все! Конечно, мы не могли не посетить бывшие Исетские рудники, где были сброшены в шахту тела расстрелянных членов царской семьи. В 2000 году здесь был заложен мужской монастырь с семью храмами. Но боль и трагедия места дают о себе знать: деревянные строения несколько раз горели, причем причина пожаров так и не была установлена...

Неудержимый

В поездке нам помогали не только наши внедорожники, но и Stels ATV Leopard 600. Эта модель рассчитана на экстремальное бездорожье. У нее крепкая рама, усиленная подвеска с коваными деталями, надежные ступицы японской марки, тайваньские редукторы и амортизаторы Forsa. Leopard 600 может преодолевать глубокие броды, топи и грязь. Благодаря агрессивному рисунку протектора шин, а также многорежимной полноприводной трансмиссии, этот квадроцикл не остановится ни перед чем. Что он не раз и продемонстрировал во время экспедиции. Такая техника способна работать не только как вспомогательное, но и как основное средство передвижения. На Leopard 600 можно смело отправляться в путешествие, позаботившись только о запасе топлива.

Неподалеку от Екатеринбурга находится городок Березовский, где добывают золото. Сейчас добыча идет шахтным методом, но, конечно, нам было интересно посмотреть, как моет золото на реке Пышма одна из немногих сохранившихся драг. Это действительно увлекательное зрелище.

В поисках Светлояра

По пути в Казань наша экспедиция частично захватила участок бывшего Екатерининского тракта — мы специально ушли с наезженной дороги, чтобы переправиться по понтонному мосту. Несмотря на то что местами покрытие было не самого хорошего качества, мы сократили путь до Казани на 260 км.

В столице республики Татарстан сохранилось огромное количество старинных памятников архитектуры, но главным достоянием является Казанский кремль — место, посещаемое толпами туристов. Кстати, на территории Казанского кремля есть своя наклонная башня — Сююмбике. Правда, сейчас ее наклон удалось остановить с помощью укрепления фундамента.

Из Казани наша экспедиция возвращалась через Нижний Новгород. И тут большое количество населенных пунктов с одинаковыми названиями сыграло с нами злую шутку. Мы искали озеро в селе Владимирское, а приехали в одноименную деревню, расположенную на берегу Волги. Объездная дорога заняла бы часов пять, но нам удалось попасть на последний паром. Наконец мы добрались до нужного водоема. И не простого, а того самого загадочного озера Светлояр, на дно которого, по легенде, ушел Китеж-град...

Оставшиеся 500 км мы прошли под непрекращающимся дождем. И вот, уставшие, но довольные, мы вернулись в Москву. За спиной — две недели путешествия, почти 6000 верст и десятки городов. Нам удалось прикоснуться к некоторым тайнам и сокровищам Урала. Но главное его богатство — люди. Открытые, добродушные и гостеприимные. Потому-то в эти потрясающие места так хочется вернуться...

К списку тест-драйвов

Комментарии