Обзор рынка. Заботы перевозчиков

Бытует мнение, что минивэны и компактвэны – лишь вынужденная альтернатива «нормальным» машинам, которая интересна разве что таксопаркам да многодетным семьям. Однако популярность автомобилей этого класса гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд.

Вотчиной минивэнов некогда считалась Северная Америка, где семьи с тремя и более детьми не редкость, а высокий уровень жизни позволяет удовлетворять любые потребности «ячеек общества». Однако взлет популярности обусловил и последующий спад: имидж автомобиля, за рулем которого пристало находиться домохозяйкам, претил моложавым (а также молодящимся) мужчинам, и они пересели на внедорожники. Тем не менее американцы и по сей день продолжают активно покупать минивэны – только в 2012 году они приобрели свыше миллиона таких машин.

Renault Scenic был не только пионером среди европейских компактвэнов, но на протяжении многих лет является еще и лидером этого сегмента

Номером один уже 30 лет остается Dodge Caravan, в более дорогом исполнении известный как Chrysler Town&Country. В прошлом году на территории США было продано 253 тыс. таких автомобилей, что позволило модели занять 11‑е место в общем зачете и обойти, например, Ford Focus. Более того, Caravan и Town&Country продемонстрировали рост сбыта на 24 %! В 2013‑м продажи «просели» на 10 % – все‑таки машина уже не нова, – но в результате все равно превысят 230 тыс. шт. Уверенными выглядят и позиции других полноразмерных минивэнов. Так, Honda Odyssey с высокой вероятностью повторит свое прошлогоднее достижение и выйдет на цифру 130 тыс. шт. Немногим меньшего тиража добьется Toyota Sienna. В сегменте микроавтобусов на американском рынке господствует Ford Econoline (122 тыс. машин в 2012‑м, 125 тыс. в 2013‑м), который будущим летом уступит место новейшей европейской модели Transit. Что же до компактвэнов, то автомобили такого формата не интересуют американскую публику в принципе.

Американцы и по сей день продолжают активно покупать минивэны – только в 2012 году они приобрели свыше миллиона таких машин

Прямо противоположная картина наблюдается в Старом Свете: громоздкие минивэны тут не востребованы, зато компактвэны – в большом почете. Но европейский рынок со всеми его нишами, кроме премиума, пребывает в глубокой рецессии, и лишь минувшей осенью появилась призрачная надежда на оживление торговли. А пока даже Renault Scenic, самый популярный в Европе компактвэн и обладатель 27‑го места в общем рейтинге, выглядит бледно: в 2012 году было продано 132 тыс. машин при падении сбыта на 18 %, а в 2013‑м объемы реализации сократились еще на 20 %. На 10–15 % падают и «серебряный» Ford C‑Max, и «бронзовый» Volkswagen Touran – в уходящем году в лучшем случае удастся продать 100 тыс. и 90 тыс. единиц соответственно.

Глобальные проблемы в экономике больно бьют и по сегменту легких коммерческих моделей. Прежде европейцы достаточно бойко раскупали пассажирские исполнения таких автомобилей, как Renault Kangoo, – при необходимости их удобно использовать для нужд малого бизнеса. Сейчас же наблюдается обвал спроса на 15–25 %. Что поделать, пока не до новых машин – пережить бы тяжелые времена. Вот дилеры и вынуждены демпинговать, а производители – считать убытки. Даже благополучная Германия признает достижением снижение темпов падения продаж до 5 %, а в 2014‑м мечтает выйти в ноль. Оазисом оптимизма на общем европейском фоне выглядит Великобритания, где годовой рост рынка может составить аж 10 %!

Volkswagen Touran - не самый доступный из компактвэнов, однако выдающиеся потребительские качества обеспечили ему место среди бестселлеров

Сегменты автомобильного рынка Японии ведут себя разнонаправленно, однако в общем и целом преобладает бодрое настроение: 2013‑й закончится с падением на 4–6 %, но осенние месяцы выдались «боевыми»: рост преодолел 10‑процентную отметку! В классе субкомпактных «кей-каров» ситуация и вовсе безоблачная: к концу года эксперты ожидают увеличение объемов реализации на 3–4 %. «Кей-кары» – машинки миниатюрные, однако коробчатые кузова с высокими крышами и трансформируемые салоны позволяют причислить к компактвэнам многих представителей данного класса. Лучшего из лучших зовут Honda N-Box: в 2012‑м было продано 211 тыс. таких «малышей», а это второе место на рынке – впереди оказался лишь хетч-бэк Toyota Aqua. За N-Box вплотную следовали Suzuki Wagon R, Daihatsu Tanto и Daihatsu Move. В уходящем году ситуация немного изменилась: лидерство останется за N-Box (прогнозируются продажи в объеме 235 тыс. шт.), к нему приблизится Daihatsu Move (225 тыс. шт.), а замкнет тройку лидеров Wagon R (200 тыс. шт.).

Для японцев компактвэн служит наглядным образцом рационального использования дефицитной жилплощади, поэтому первая десятка местного рынка более чем наполовину состоит из однообъемников: помимо «кей-каров» в нее входят гибридная Toyota Prius Alpha и 7‑местная Honda Freed. А в соседней Индонезии доминирование тойотовских компактвэнов принимает просто эпические масштабы: три первых места, 170 тыс. машин и 30 % национального рынка!

Теперь – несколько слов о Китае. За пределами Поднебесной совместное предприятие SAIC-GM-Wuling Automobile известно исключительно специалистам, но на внутреннем рынке оно является одним из основных игроков. Под маркой Wuling производятся компакт- вэны разных видов и мастей; самые архаичные и консервативные пользуются колоссальным спросом по причине низких цен. 

Так, модель Sunshine уже несколько лет кряду занимает в Китае первое место по продажам среди автомобилей всех типов: объем сбыта в 2011 году составил 732 тыс. шт., а в 2012‑м – 524 тыс. шт. Это самый популярный компактвэн в мире! Но удивительнее всего то, что на втором месте находится Wuling Rongguang, а на четвертом – новая модель Wuling Hongguang, которая минувшей осенью установила абсолютный рекорд на китайском рынке, выйдя на показатель 60 тыс. машин в месяц. По итогам года продажи Hongguang могут достичь 600–650 тыс. шт., что позволит этой модели войти в мировой Top-20 легковых автомобилей! Суммарный объем производства марки Wuling составляет без малого полтора миллиона машин в год – цифра сделала бы честь транснациональной корпорации.

Таким образом, говорить об угасании интереса к компактвэнам и минивэнам преждевременно – наоборот, налицо все признаки ренессанса.

К списку тест-драйвов

Комментарии