Автомобиль в кадре и за кадром

Наверняка многие помнят, что в мультиках колеса у автомобилей часто рисуют не круглыми, а овальными. И тут нет никаких чудес. Первые кинокамеры искажали изображение, и колеса у автомобилей были именно овальными. Художники мультфильмов и комиксов посчитали, что эта форма подчеркивает скорость, и, кстати, до сих пор так считают! 

62bac58a1d16c9ad3494bea5d1acbe0e.jpg





























А еще всем вам знаком оптический обман, когда у автомобиля, который едет рядом с вами, колеса вращаются в обратном направлении. Его тоже нетрудно объяснить. Это стробоскопический эффект, связанный с инерцией нашего зрения. Вы наверняка помните про чудо 25 кадра, который глаз не замечает, а мозг эту информацию воспринимает. В свое время даже считалось, что с помощью 25-го кадра можно влиять на человека, предположим, использовать дополнительный кадр как рекламный носитель. Но если вернуться к колесам, то тут все чуть иначе: если за 1/24 секунды спица колеса не описывает точный круг, вот тогда и возникает эффект обратного вращения. А иногда появляется эффект плавного вращения вперед, не соответствующего скорости машины.

Впрочем, я сегодня хочу поговорить не о видеоэффектах, а именно об автомобильном видео — как оно развивалось и каким может быть в будущем. Ныне уже никто не сможет сказать, когда объектив кинокамеры впервые был наведен на машину. Но нетрудно предположить, что это произошло еще в эпоху немого кино. Автомобили стали активно появляться в кадре, с их помощью удавалось создавать потрясающие трюки, подчеркивать статус персонажей и... зарабатывать на их же рекламе. Словом, четырехколесные средства передвижения быстро стали самыми настоящими актерами. Если бы «Оскара» получали не только люди… Между прочим, Ford Mustang снялся более чем в 3000 ролей и наверняка получил бы массу премий. 

d3fefbaa007730b4c0de4da515bdf0e4.jpg


























С появлением телевидения автомобили устремились и туда, став главными героями автомобильных программ и шоу. Разумеется, самое известное — это британский Top Gear, появившийся на BBC в 1977 году. (Кстати, советское телевидение в этом году начало вещание в цветном формате.) Мне часто доводилось слышать фразу, мол, сейчас мы сядем и придумаем программу, которая затмит это шоу. Однако, даже приблизиться к рейтингу Кларксона, Хаммонда и Мея не удалось никому. Честно говоря, и новый проект, который запустили ведущие легендарной программы, не смог повторить прошлого успеха. Давайте попробую объяснить, чем взял Top Gear и как заработал миллионы поклонников. 

Во-первых, это не автомобильная программа, а именно шоу, построенное по всем канонам. Автомобиль — это лишь объект, вокруг которого накручивают интриги. И гениальные сценаристы смогли сохранить запал на большое количество сезонов. Во-вторых, резиновый бюджет Top Gear позволял продюсерам решаться на самые смелые эксперименты. Ну и в-третьих, безукоризненно подобранные ведущие, которые брали своей харизмой, и зрителю было очень приятно проводить с ними время, чтобы они не говорили в камеру. Любая попытка повторить Top Gear была обречена на провал. Наверняка многие помнят запуск на НТВ проекта Top Gear «Русская версия». Если мне не изменяет память, свет увидели лишь четыре программы. Потом проект закрыли из-за низкого рейтинга. 

Думаю, что от телевидения новых прорывных автомобильных проектов ждать уже не стоит. Голубой экран в стагнации, и его активно вытесняет Интернет. Казалось бы, в отличие от ТВ, тут у потребителя есть выбор: что смотреть и когда смотреть. Однако, доступность этого продукта привела к другой крайности: резкому снижению качества видео. Вместо многогранности в Сети образовалась откровенная помойка, не позволяющая большинству зрителей фильтровать контент. 

59e816bedd4fe57f28b355e68e5a47e5.jpg






























Появился и новый тренд — блогеры, зарабатывающие себе рейтинг в основном двумя способами: либо гоня «чернуху», либо покупая подписчиков. Исключения, конечно, есть, но их не так и много. Сегодня их время от времени приглашают на тесты новых автомобилей, они снимают обзоры и высказывают свое мнение. Побывав в такой компании на тест-драйве одной новинки премиум-сегмента, я потом не поленился и заглянул к одному на его видеоканал. Если бы у меня на голове были волосы, они бы встали дыбом. Об автомобиле толком ничего не сказано, а в гигантской ленте комментариев из литературных слов лишь предлоги. При этом счетчик просмотров показывал такую цифру, что все психиатрические лечебницы РФ не разместят поклонников этого творчества. Очень надеюсь, что цифры искусственно накручены. А когда я узнал, что в Государственной думе есть «совет блогеров», мне очень захотелось посмотреть на список его участников.

Вы скажете: ну не все блогеры такие. Не все. Есть и те, кто делает отличные обзоры и говорит по-русски. Но их катастрофически мало. Как правило, это люди, которые прекрасно разбираются в какой-то узкой теме: грузовой транспорт, криминал, вторичный рынок и т.д. Они — профессионалы, и их мнение, безусловно, интересно. А сейчас произнесу ключевые слова — им доверяешь. И такой продукт всегда будет востребован. Эта ниша еще долго будет на подъеме. 

10ce4b4ce88a385ebf7968acd65245b2.png





























Профессиональное автомобильное видео не смогло угнаться за блогерами. Дело в том, что классическая телевизионная школа предусматривает очень сложный цикл производства и большой хронометраж. Блогер выложил уже пять роликов, а телевизионный продакшен все еще монтирует сюжет. Эта инерция — явление временное. Рынок заставит авторов, операторов и монтажеров изменить темп работы. Насколько удастся сохранить при этом качество — вопрос открытый. Но у профессионального видео есть свои плюсы — это не сюжет в формате «что вижу — о том и пою», а подготовленная и проработанная информация. Сегодня такого продукта, увы, немного, но ниша открыта для новых амбициозных проектов. 

В рамках проекта «Автомобиль года в России» мы уже давно обсуждаем тему автомобильного видео в Интернете. Как должен выглядеть сюжет, чтобы быть полезным? Какая информация и какие специалисты в нем должны доминировать. Какие формы подачи в ближайшем будущем окажутся актуальными. Да и что в конце концов должен получить человек, посмотревший этот сюжет. Мы сделали несколько пилотных продуктов, присматривались, прицеливались. Приглашали на съемочную площадку от разработчиков конкретных машин до владельцев, от продавцов до экспертов. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что автомобильный видеопродукт под названием «Авто года для народа» в ближайшее время выйдет в свет. Тем не менее до запуска мы хотим услышать ваше мнение. Любой комментарий, где вы расскажете о том, что хотели бы увидеть в сюжете или какой информации вам катастрофически не хватает, для нас будет очень важным. Словом, ждем комментариев.