Сделано в России. Сделано для России

07.05.2018

Тот факт, что автомобили LADA лучше других приспособлены к эксплуатации в России, ни для кого не секрет. Другое неоспоримое достоинство новых моделей отечественного производителя — эмоциональный дизайн. Ну а главное их преимущество — не имеющее равных соотношение цены и качества. Так считает Ян Птачек, исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу ПАО «АВТОВАЗ».

AUTOGODA: Начнем с главного героя нашего времени — Vesta SW Cross. Как вы оцениваете результаты первых месяцев продаж?

Ян Птачек: LADA Vesta SW Cross мы вывели на рынок в конце октября. Продажи идут успешно: около 2500 шт. в месяц. Автомобиль удостоен наград, заслужил признание покупателей и представителей СМИ. Люди говорят, что получают удовольствие на тест-драйвах этой машины.

AG: Стоимость Vesta SW Cross существенно превысила 800   000 руб. В ваших планах по развитию заложены какие‑то ограничения розничных цен?

Ян П.: Прежде всего надо сказать, что выверенное соотношение цены и качества заложено в ДНК нашего бренда, и мы поддерживаем его во всех сегментах, в том числе в новых. Это отличает каждую нашу модель, представленную на рынке. И Vesta SW Cross — очередной тому пример. Автомобиль привлекает не только потребителей, лояльных бренду, и не только новую аудиторию, но и прежних покупателей машин LADA. Они возвращаются потому, что мы предлагаем нечто новое. Думаю, это хорошая стратегия диверсификации и расширения клиентской базы.

AG: То есть клиенты положительно реагируют на высокотехнологичные опции и сопровождающий их рост цен?

Ян П.: Мы входим в новые сегменты и осваиваем новые технологии. Конечно, ожидания покупателей XRAY или Vesta SW Cross отличаются от требований клиентов, приобретающих 4×4 или Granta. Разумеется, первые готовы платить за технологии и преимущества. И спрос на новые модели, например Vesta SW Cross, полностью это подтверждает.

AG: Как менялись предпочтения постоянных клиентов LADA в последние пять лет? Были те, что застали вас врасплох? Или все удалось предугадать?

Ян П.: Начнем с того, что есть постоянные предпочтения. И они не меняются. Покупатель хочет получить машину, которая устраивает его по цене и соответствует его потребностям. То есть наиболее подходящий именно для него автомобиль. Другой важный фактор — дизайн. Клиенты оценили наши новые дизайнерские решения, и этим во многом обусловлен рост продаж и еще больший успех LADA. Кроме того, потребители обращают все больше внимания на качество послепродажного обслуживания. Поэтому мы внимательно отслеживаем работу дилерской сети, повышаем стандарты, совершенствуем ее.

AG: Каким образом вы оцениваете качество ее работы? Проводите специальные исследования?

Ян П.: Да, проводим исследования удовлетворенности клиентов. И качеством продаж новых автомобилей, и послепродажным обслуживанием. Изучаем, насколько дилерская сеть соответствует стандартам бренда. У нас есть план ее развития. Цель — существенно повысить стандарты бренда и качество обслуживания. Мы создали комплексную программу, направленную на развитие клиентской линии и обучение персонала.

AG: Этот план уже претворяется в жизнь? Каковы результаты?

Ян П.: На сегодняшний день осуществлен ребрендинг более половины дилерской сети в соответствии со стандартами визуальной идентификации бренда. Согласно результатам исследований и опросов, которые мы регулярно проводим, качество обслуживания растет. А удовлетворенность наших клиентов подтверждается статистикой продаж автомобилей LADA. Повышая стандарты обслуживания, мы увеличиваем долю рынка, ведь клиенты возвращаются к нам снова и снова.

AG: Насколько узнаваемы дилерские центры бренда?

Ян П.: Пока недостаточно. На сегодняшний день дилерская сеть преобразована не полностью. Но мы четко следуем плану, и ситуация изменится в ближайшие месяцы. Визуальная идентификация бренда, принятая в 2016 году, крайне важна: это отражение нового дизайна и имиджа LADA.

AG: Расширять географию дилерской сети вы планируете? Или, может быть, увеличить количество дилерских центров в крупных городах?

Ян П.: Сейчас у нас 300 дилерских центров. Это самая крупная сеть в России. Я считаю, важно не количество, а качество, поэтому нужно не расширять дилерскую сеть, а укреплять ее: повышать стандарты обслуживания, совершенствовать взаимодействие с клиентами, выходить на новый уровень. Дилерская сеть — это лицо бренда, поэтому внимание к ней должно быть соответствующим.

AG: Что происходит на зарубежных рынках? На какие модели возлагаете надежды?

Ян П.: Наши ключевые зарубежные рынки — это рынки СНГ. Я бы хотел отметить огромный успех бренда LADA в Белоруссии и Казахстане, где у нашего партнера локальная сборка. Есть у нас амбициозные планы и в других странах Содружества. Если говорить о дальнем зарубежье, мы рассматриваем возможности в странах Ближнего Востока, а также Южной и Центральной Америки. Поставки на Кубу, например, уже осуществляются. Что касается моделей, на зарубежных рынках с большим успехом продается наш новенький седан Vesta.

AG: Вы довольны тем, как развивается имидж бренда? Возможно, что‑то требует совершенствования?

Ян П.: Имидж бренда LADA меняется. Сейчас мы выводим на рынок новые продукты, меняем дизайн, выходим в новые сегменты. Мы преобразовываем дилерскую сеть, уделяем повышенное внимание удовлетворенности клиентов и, чтобы оправдать их ожидания, внедряем новые стандарты. Нам, конечно, еще надо работать над тем, чтобы имидж бренда был связан с новыми автомобилями, а не со старыми, снятыми с производства, моделями. Этот сдвиг происходит очень медленно и во многом зависит от маркетинговой активности, работы дилеров и количества наших машин, которые люди видят на дорогах. И тут нам еще многое предстоит сделать. Мы хотим, чтобы первыми ассоциациями при упоминании бренда LADA были Vesta или XRAY. Чтобы добиться этого, нужно время.

AG: Что конкретно вы планируете предпринять для усиления имиджа бренда на рынке? У вас есть план?

Ян П.: Конечно, у нас есть комплексный план действий. Нужно не только удержать позицию лидера рынка, но и продолжать увеличивать долю продаж. Значит, мы должны стать лучше других. Имидж бренда — это прежде всего продукт. И он должен быть качественным и интересным. Я уверен, что в качестве наших автомобилей сейчас сомнений нет. Это признают и клиенты, и представители СМИ. Второй конкретный шаг — совершенствование коммуникации. Мы существенно усилили рекламную активность. Третий пункт — и о нем я уже говорил — преобразование дилерской сети. Мы не можем продавать новинки в дилерской сети, которая уступает по стандартам нашим конкурентам. Мы открываем новые дилерские центры и стремимся к тому, чтобы все без исключения на 100 % соответствовали стандартам бренда LADA. Кстати, мы единственный бренд в России, который массово открывает новые дилерские центры.

AG: В каком направлении будет развиваться продуктовая линейка бренда LADA? Какие сегменты рынка вы считаете освоенными, а какие перспективными?

Ян П.: Широкая продуктовая линейка — сильная сторона бренда LADA. Сейчас мы выходим на новые сегменты. Выпуская ХRAY, Vesta, Vesta SW Cross, мы стремились увеличить нашу аудиторию. Мы решили принять участие в Московском автосалоне, который состоится в августе. И, разумеется, готовим несколько новинок, но пока это секрет. Наша задача — продолжать обновление модельного ряда. Вы знаете, с какой скоростью мы его расширяем, и мы не собираемся снижать темп.

AG: Каким образом вы планируете защищать рыночные позиции LADA, чтобы сохранить лидерство бренда на автомобильном рынке России?

Ян П.: Чтобы быть лидером, надо не стоять на месте, постоянно развиваться и быть на шаг впереди конкурентов. Если мы хотим не только удержать, но и увеличить долю рынка, — а сейчас у нас 20 % — следует много и упорно работать. Задача сложная, тем более что речь идет о таком огромном рынке, как российский. Нужно, чтобы люди были уверены в качестве нашего продукта, чтобы они узнавали наши красивые автомобили на дороге, чтобы приходили в наши современные шоу-румы и получали обслуживание высокого уровня. Усилия и способности конкурентов недооценивать нельзя, но, я уверен, у бренда LADA есть все необходимое, чтобы удержать лидерские позиции на российском рынке. AG

К списку интервью

Комментарии