Свято место

Свято место

Эксперты по вопросам безопасности на авиационном транспорте единодушны во мнении о том, на каких посадочных местах риск травмирования пассажиров будет наименьшим. Разумеется, это хвостовая часть салона – подальше от кабины пилотов и заполненных топливом крыльев. Однако консенсус наблюдается и в другом: очень многое зависит от типа происшествия. А как с этим дела обстоят у автомобилей?

«Чего тут гадать? Давно все известно. Сзади, посередине», – ответит осведомленный читатель. И действительно, это наиболее распространенная точка зрения, к тому же, подкрепленная целым рядом серьезных исследований. Например, обстоятельную работу в свое время опубликовал университет американского города Баффало, и ее выводы полностью совпадают с рекомендациями Национальной администрации по безопасности на хайвеях NHTSA. Там черным по белому написано, что вероятность погибнуть либо получить тяжелые травмы в случае ДТП для задних пассажиров на 60% выше, чем для передних. А если изучать статистику по второму ряду сидений, то среднее посадочное место оказывается на 25% безопаснее боковых. Почему картина именно такова, сомнений нет: задний средний пассажир находится на равноудалении от точек контакта кузова автомобиля с препятствиями, и защищающие его зоны энергопоглощения гораздо обширнее.

Все, вопрос закрыт? Казалось, да, но дьявол, как ему и полагается, скрывался в деталях. Пусть это место трижды безопасно, однако по доброй воле туда не сядет ни один человек. Вспоминайте – «горб» на подушке, трансмиссионный туннель в ногах, поднятый подлокотник в качестве спинки. Иными словами, комфорт в спартанском понимании. А если сюда добавить проблемы с посадкой-высадкой и неудобный ремень безопасности, то… откуда вообще взялась эта статистика? Правда жизни заключается в том, что по собственному желанию место посередине никто и не выбирает. На данное обстоятельство указала еще одна глава отчета о проведенных исследований, в которой приводились сведения о возрасте попавших в ДТП людей. Выяснилось, что пассажиру заднего среднего сиденья относительно недавно исполнилось 15 лет – значит, речь идет о детях, которых по причине щуплой комплекции взрослые «загоняют» на то место, которое затем оказывается островком безопасности. Отсюда естественным путем возникло представление о заднем среднем сиденье как идеальном месте для перевозки ребенка – в люльке, автокресле или на бустере. Специалисты NHTSA даже установили верхний возрастной порог – 13 лет. Забыв, по всей вероятности, те времена, когда сами были родителями. Проблема в том, что специальные крепления Isofix предполагают размещение детского кресла строго справа или слева, а посередине его можно закрепить только с помощью ремня безопасности.

Упомянутая процедура не слишком проста, но если с креслицем можно единожды отмучиться и затем только изредка поправлять ремень, то правильно фиксировать переносную люльку по нескольку раз в день не хватит никакой выдержки. Но и это лишь полдела! Представьте себе, что ребенка нужно своими руками посадить в высокое кресло, находящееся по центру легковой машины, а потом пристегнуть ремнями, и вы получите наглядное представление, какого уровня акробатический этюд вынужден исполнить родитель. Кроме того, находясь за рулем, обслуживать сидящее в этой точке салона чадо откровенно неудобно. Поэтому, кто бы что ни говорил, маленьких детей все мы возим сзади справа. А уже если возводить безопасность в абсолют, их нужно оставлять дома.

Взрослому человеку не стоит и пытаться занять это место. Про комфорт все уже было сказано выше, но и с рисками тут не все благополучно. При наезде машины сзади высока вероятность хлыстовой травмы шейного отдела позвоночника, поскольку средний подголовник, как правило, либо менее «развит», чем боковые, либо глубоко утоплен в спинку дивана. При боковом ударе велик риск столкнуться головами со своими соседями, что оборачивается серьезной черепно-мозговой травмой. А при фронтальном столкновении сидящий посередине взрослый человек из-за особенности геометрии ремня безопасности может получить переломы ребер и ключицы. Если он вообще не пристегнут, то ему грозит вылет наружу через лобовое стекло с категорически печальными последствиями.

Что же касается боковых пассажиров, то для них риск попасть в дорожное происшествие примерно одинаков. Боковые столкновения на городских перекрестках справа и слева распределяются в пропорции 50:50, при этом справа добавляются «тычки» от машин, выезжающих с прилегающих территорий, а слева – касательные удары встречных автомобилей. Интересно, что задние седоки различаются возрастом: левому в среднем около 20 лет, правому – значительно больше. Почему? Да потому, что справа ездят пассажиры такси и представительских машин. Если же говорить о вероятности травмирования, то в ДТП наибольшую угрозу для пассажиров второго ряда представляет автомобиль, в котором они находятся. Боковые подушки и надувные занавески даже сегодня есть не во всех машинах, да и защищают они от ударов с одного направления. А при фронтальных столкновениях и переворотах случается, что задние пассажиры «выскальзывают» из-под ремней безопасности, вступая в контакт с передними креслами. Вот почему все большее распространение получают надувные подушки-трубы, встроенные в задние ремни безопасности: они намного эффективнее удерживают людей, исключая эффект «подныривания». Дебютировали подушки такой конструкции в 2010 году на внедорожнике Ford Explorer.

Неужели сидеть рядом с водителем еще опаснее? До недавнего времени эксперты утверждали это в один голос, ссылаясь на большой массив данных. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что как европейская, так и американская статистка последний раз консолидировались в конце 2000-х годов, и в нее попадало много моделей 20-30-летней давности. С той поры многое не просто изменилось, а изменилось кардинальным образом. Сегодня переднего пассажира защищают 3 подушки, причем фронтальная часто имеет несколько степеней раскрытия в зависимости от характера столкновения и даже от массы человека, а иногда делает поправку на то, пристегнут ремень или нет. Благодаря своему профилю передние кресла намного лучше фиксируют тело, да и преднатяжители ремней делают свое дело.


Резервы по дальнейшему совершенствованию средств пассивной безопасности в настоящий момент почти исчерпаны. Это утверждение в полной мере касается фронтальной части салона, да и для пассажиров остается не так уж и много возможных улучшений. Потому производители транспорта переключились на развитие средств предотвращения ДТП – это эффективней, чем дальнейшее наращивание «пассивных» комплексов. Как правило, они прибегают к помощи крупных компаний, специализирующихся на инструментах распознавания угроз и автоматического управления автомобилем в экстренных ситуациях. Так, концерн Continental AG предлагает своим клиентам готовые решения на основе радаров, лидаров, видеокамер, ультразвуковых и инфракрасных детекторов, а также программное обеспечение для их интеграции с электромеханикой проектируемых автомобилей. К тому же, Continental остается одним из ведущих мировых разработчиков и поставщиков модулей управления подушками безопасности.

Если вы обратили внимание, то в крэш-тестах, проводимых по методикам EuroNCAP, IIHS и NHTSA, на правом переднем кресле всегда сидит «взрослый» манекен. Это соответствует реальности: если в машине с водителем едет пассажир, то в 88% случаев он находится именно здесь. На заднем сиденье манекены стали появляться только в последнее время, и имитируют они детей. Неудивительно, что производители хотят получить на крэш-тестах высокие рейтинги и поэтому защищают переднего пассажира по полной программе, окружая его силовым каркасом с многоуровневым энергопоглощением и травмобезопасными деталями интерьера из мягких материалов. Как результат – правое переднее сиденье для взрослого человека все чаще называется самым безопасным.

Недавнее исследование, проведенное дорожными властями Австралии, подтвердило эти предположения. Сидя рядом с водителем, люди старше 55 лет рискуют меньше всего. А существенную угрозу в случае аварии для них представляет физический контакт с задними пассажирами, которые, как выяснилось, не пользуются ремнями в 45% случаев. Если во втором ряду едут непристегнутые люди, то для водителя и его соседа вероятность получить тяжелые травмы возрастает в 5 раз! Делайте выводы и учитесь на чужих ошибках. AG