Сомнения мудрецов. Часть первая

Жаркие дни остались позади, и автомобилистов все чаще посещают мысли о грядущей смене шин. Самые серьезные раздумья охватывают тех, кому пришла пора покупать новый комплект колес на зимний сезон. Дилемма стара как мир: шипованная резина или фрикционная? Колючки или липучки?

Дискуссии на тему выбора оптимального типа зимней резины отличаются субъективной аргументацией и сопутствующим ей накалом страстей. Отсутствие доказанных фактов и строгих цифр ничуть не приближает спорщиков к единой точке зрения и ответу на поставленный вопрос – как раз наоборот, чаще всего разговор превращается в пустой спор и в итоге заходит в тупик. Еще сложнее водителям-новичкам, которым не остается ничего иного, кроме как подчиниться мнению более опытных коллег. Мнению, порой далекому от реального положения дел.

Тем не менее компания Continental решила помочь автомобилистам и создала соответствующий информационный портал www.zerohero.ru

Превратности климата

Лет двадцать назад все было просто и понятно, поскольку шипованные и нешипованные зимние шины значительно различались характеристиками. Шипованные модели отличались широкими ламелями и протектором из жесткой резины, который обеспечивал надежное крепление шипов. Такие покрышки уверенно «вгрызались» в лед, но заметно теряли сцепление на влажном и сухом асфальте. Фрикционные шины той эпохи были существенно мягче, их протектор обладал менее агрессивным рисунком, а большое количество мелких ламелей помогало отводить воду и снежную кашу из пятна контакта. Поэтому сомнений не оставалось: шипованные покрышки – для суровых зим и обледенелых загородных трасс, нешипованные – для улиц самых крупных городов средней полосы России, южных регионов и Дальнего Востока.

Однако совершенствование технологий производства автомобильных шин привело к тому, что границы между типами резины размылись, и былая однозначность улетучилась. Шипованные покрышки стали мягче и получили «плавающие» шипы, которые при движении по твердому покрытию под весом автомобиля утапливаются в протектор, что ощутимо улучшило ходовые качества на асфальте. С другой стороны, новые типы резиновых смесей с гидрофильными полимерами, асимметричные протекторы с микропорами и компьютерное проектирование кромок блоков расширили область применения фрикционных шин, повысив уровень сцепления на снегу и льду. Теперь покупателю приходится либо доверять рекламе и собственной интуиции, либо вникать в нюансы, которых становится все больше и больше.

В целом ряде стран — Германии, Австрии, Нидерландах, Японии — шипованные покрышки запрещены на законодательном уровне. На шипах можно ездить в России, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Канаде и некоторых штатах США

Перечислим ключевые, оказывающие самое непосредственное влияние на безопасность. Самым главным фактором остается климат. Однако термин «климат» весьма абстрактен, и каждый из нас понимает его по-своему, оперируя штампами «теплый» или «суровый». Производители автомобильных покрышек настаивают на том, что сезонную смену резины необходимо производить в тот момент, когда температура окружающего воздуха снизилась до +7 °C, ссылаясь на то, что с этой отметки летние шины начинают терять свои свойства. На практике легко может получиться так, что затем водителю в ожидании стабильного «минуса» и постоянного снега придется несколько недель ездить посуху. И вот тут проявляется первое преимущество нешипованных покрышек – они идеально подходят для эксплуатации в межсезонье, когда природа еще не определилась с намерениями.

Температуры ниже -20 °C вновь выводят фрикционные модели в фавориты. В таких условиях жесткий протектор шипованных покрышек «дубеет», что вызывает частичную потерю сцепления. Прочный затвердевший слой льда уподобляется асфальту, и «плавающие» шипы «прячутся» в протектор, утрачивая эффективность. Поэтому в сильные морозы нешипованные покрышки выглядят предпочтительнее. А вот в диапазоне от -2 до -20 °C, когда воды на дороге нет, а кристаллы снега достигают предела твердости, шипованная резина не знает себе равных.

Городские заботы

Вторым по значимости фактором для выбора покрышек является тип покрытия. Проблема кроется в том, что в течение долгого зимнего сезона приходится сталкиваться с покрытиями разных типов, и тут важно определиться с принципом оценки рисков. Допустимы две стратегии. Первая подразумевает покупку покрышек исходя из наиболее типичных условий зимнего периода – например, для мегаполиса вроде Москвы и Санкт-Петербурга это будет сухой и холодный асфальт. Вторая будет ориентироваться на ситуацию наибольшей опасности, то есть голый лед. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, и безупречного решения попросту нет.

Если рассматривать сухой или мокрый асфальт, то предпочтение можно смело отдавать нешипованной резине – сказываются особенности резиновой смеси и большее пятно контакта. Тормозной путь со скорости 80 км/ч у нее в среднем на 2‒5 м короче, уровень шумов и передаваемых на рулевое колесо вибраций ниже. Модели лидеров шинной индустрии по уровню акустического комфорта приближаются к летним покрышкам. В качестве иллюстрации можно привести фрикционную шину Continental VikingContact 7 с технологией ContiSlilent.

А вот управляемостью на асфальте шипованные покрышки последнего поколения практически сравнялись с нешипованными, так что тешить себя иллюзиями не следует. Зато меньшее сопротивление качению, характерное для фрикционных шин, оборачивается снижением расхода топлива, пусть и на доли литра. Нешипованная резина бережет асфальт и дорожную разметку, не повреждает лакокрасочное покрытие других машин вылетевшими шипами, но, что особенно важно, не загрязняет воздух продуктами износа дорожного покрытия.

Если говорить о снежно-грязевой каше с добавлением реагентов, которая покрывает дороги крупных городов при околонулевых температурах, то наиболее эффективно с ней справляются фрикционные покрышки. Одна из самых совершенных моделей, Continental WinterContact TS 850 P, имеет асимметричный протектор S-Grip c удлиненными ламелями Precision Plus, что гарантирует наилучший разгон и управляемость в указанных выше условиях.

О других не менее важных факторах, которые необходимо учитывать при выборе покрышек, расскажем вам в нашей следующей статье.

К списку тест-драйвов

Комментарии