Грузи и вези

Пикапы на российских дорогах — редкие гости, и в основном они родом из Японии. Между тем на рынках некоторых стран эти автомобили играют ключевую роль. А придумали пикапы там, где они до сих пор остаются безгранично любимыми, — в США.

Это же такое пикап? Этот тип кузова отличается от бортового грузовика отсутствием явного разделения профиля на кабину и платформу. При этом боковина кузова необязательно должна быть цельной, как у легковой машины. У большинства моделей грузовой «короб» остается отдельным элементом, но окрашенным в цвет кузова и стилистически подходящим к передней части автомобиля.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Пикапы появились практически на заре массового автомобилестроения, в 1910‑е годы, в Новом Свете. В Европе об аналогичных машинах заговорили позже, хотя и ненамного, в масштабах их более чем столетней истории. Например, Peugeot массово выпускал пикапы в 1930‑е. Так что еще до Второй мировой легкие грузовички стали привычным явлением на дорогах Соединенных Штатов и Старого Света, но до настоящего бума и радикальной смены имиджа оставались десятилетия.

Повод для изобретения пикапов в прямом и переносном смысле лежал на поверхности. Фермерство росло как на дрожжах, а вслед за ним и необходимость в специфическом транспорте. Грузы не влезали в легковые автомобили (да и не заталкивать же в них сено, навоз и свиней!), а полноразмерные грузовики были не так уж и нужны, да и обходились заметно дороже. Вот и возникло промежуточное звено.

В США пикапы оценили и предприниматели, которые стали использовать их для перевозки небольших партий товара. Правда, в отличие от фермеров, им приходилось защищать поклажу от непогоды и воришек — так был дан импульс к изобретению небольших цельнометаллических фургонов. Да, коммерческие «каблучки» ведут свою родословную от пикапов, но на сегодняшний день они уже не родственники.

Первые пикапы строили на базе легковых машин, ведь «гражданских» внедорожников тогда не было в принципе. Однако в послевоенные годы американцы быстро переориентировались. Например, в 1946‑м был представлен Dodge Power Wagon, первый полноприводник для мирного времени, в линейке которого присутствовал и пикап. Сегодняшние модели обычно создаются на основе кроссовера или внедорожника любого класса, хотя история знает массу исключений из правил.

Так, один из родоначальников класса, Ford T 1925 года, был… родстером! Пикапы-кабриолеты появлялись и позже: в 1989–1991 годах выпускался Dodge Dakota с мягким верхом, а в 2003–2006‑м — Chevrolet SSR со складной жесткой крышей. Есть и другие примеры. Volkswagen Rabbit (Golf первого поколения для рынка США) имел грузовую версию на основе пятидверного хетчбэка. Ford Ranchero, Chevrolet El Camino и Holden Ute, по сути, представляют собой купе с открытой платформой вместо багажника.

Примерно до 1970‑х пикапы оставались исключительно утилитарными автомобилями. Сегодня можно выделить несколько направлений в сегменте, которые отличаются друг от друга в зависимости от того, на каком континенте распространены

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Примерно до 1970‑х годов пикапы оставались исключительно утилитарными автомобилями. Конечно, в США, где они получили наибольшее распространение, регулярно выходили на рынок весьма нетривиальные модели со стильной внешностью и мощными моторами. Сегодня можно выделить несколько направлений в этом сегменте.

Самые компактные пикапы — в Южной Америке. Эти грузовички, такие как Fiat Strada, Peugeot Hoggar, Volkswagen Saveiro и Renault Duster Oroch, спроектированы на переднеприводных платформах В-класса. Duster Oroch — кроссовер, но, как мы помним, он «наследник по прямой» легкового Renault Logan. Отдельный «вид» легковых пикапов процветает в Австралии. Это так называемые «юты», грузовые версии мощных спортивных легковых автомобилей. В США они «вымерли», а вот на Зеленом континенте пользуются популярностью до сих пор. Заднеприводный Holden Commodore Ute комплектуется двигателями V6 и V8, самый мощный из которых имеет объем 6,2 л
и отдачу более 400 л. с.

У моделей для Азии и Африки сугубо утилитарное назначение. В Стране восходящего солнца привыкли подходить ко всему с практической точки зрения, а в других странах лишние деньги у целевой аудитории пикапов, как правило, не водятся. Особой любовью пользуется продукция марки Toyota, борются за покупателя в этом сегменте Mitsubishi и Isuzu, великое множество вариантов предлагают производители из Китая. Есть и европейцы: Peugeot недавно представила модель Pick Up, созданную специально для небогатых стран Африки, Fiat выпускает Fullback, копию Mitsubishi L200 последнего поколения.

И наконец, США. Здесь культ пикапов существует на протяжении десятилетий, они расходятся тиражом в сотни тысяч экземпляров ежегодно, а сбросить Ford F-Series с вершины статистики продаж никому не под силу вот уже много лет. В каком‑нибудь Техасе пикапы всех размеров, включая те, что с легкостью таскают полуприцепы, составляют львиную долю автопарка и используются главным образом по прямому назначению. В мегаполисах они, конечно, в меньшинстве, но нередко модный грузовик покупают из имиджевых соображений. Доказательство — регулярно выходящие версии Ford, Ram и Chevrolet с отделкой и набором опций, не уступающими представительским седанам. Многочисленны и японские модели, созданные в соответствии со вкусами американцев.

А У НАС?

В СССР, как ни странно, первые пикапы тоже появились еще до войны, в 1930‑е. Начиная с 1970‑х в Союзе, а затем и в России массово выпускался и был востребован легкий грузовичок Ижевского завода. В новейшей истории более или менее заметными официальные продажи пикапов были только между кризисами 2008‑го и 2014 годов. Единственная оте-чественная машина в сегменте, «УАЗ Пикап», производится с 2008‑го.

На данный момент рынок пикапов совсем невелик: в нашу страну официально ввозят автомобили японского и китайского происхождения, которые дополняет дорогой Volkswagen Amarok. Тройку лидеров по итогам 2016 года составили Toyota Hilux, «УАЗ Пикап» и Mitsubishi L200. По объемам продаж сегмент находится на задворках рынка: в сумме три первых места не дотянули и до 8,5 тыс. экземпляров.

В начале XX века американским фермерам был необходим специфический транспорт: разнообразные грузы не влезали в легковые автомобили, а полноразмерные грузовики были не нужны и обходились дороже

У нас в стране представлены сравнительно недорогие модели, но их чаще берут не в качестве «работяг», а как более доступную альтернативу престижному внедорожнику: L200 вместо Pajero Sport, Amarok вместо Touareg. Небольшой, но стабильный спрос есть на ввозимых неофициально «американцев». Их нередко можно встретить с грузом, но на первом месте при такой покупке — все‑таки вопрос престижа.

Сегмент пикапов развивается и в мире, и в России. Немало их продается в Азии, Северной и Южной Америке (абсолютные цифры продаж, конечно, разные), что обеспечивает интерес со стороны многих брендов. Слухи о выпуске грузовичков просачиваются из Tesla, Lexus, SKODA, альянса PSA. В кризис на российском рынке интерес к пикапам значительно сократился, но новые модели приходят, и их не так мало: Foton Tunland, Fiat Fullback, Isuzu D‑Max, Mercedes X‑Class, рестайлинговый Volkswagen Amarok. Значит, будем жить! AG

К списку тест-драйвов

Комментарии