Команда автобусов

На российских дорогах многоместные микроавтобусы Volkswagen Crafter встречаются все чаще, и их доля в пассажирских перевозках постоянно растет. Так и должно быть, ведь эти машины сделаны в нашей стране. А точнее – переделаны.


Cогласно распоряжению Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 22 декабря 2009 года за номером 229-р, «микроавтобусы, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя», отнесены к категории автобусов. А при импорте нового автобуса совокупные отчисления в государственную казну (таможенная пошлина в размере 20%, НДС в размере 18% и утилизационный сбор в размере 90 000 руб.) практически равны половине цены машины. Получается, что в Россию выгодно ввозить не микроавтобусы, а большие фургоны, чтобы «на месте» переоборудовать их в пассажирские автомобили.

Бодибилдинг

Речь ни в коем случае не идет о кустарном или полулегальном производстве. На этом рынке работает несколько серьезных фирм, обладающих сертификатами качества ISO 9001, одобрениями на тип транспортного средства и даже правом присваивать машинам новые номера VIN. Официальными партнерами таких компаний являются солидные производители (Mercedes-Benz, Volkswagen, Renault и Fiat), подтверждающие заводскую гарантию для «конверсионных» микроавтобусов. В процессе переоборудования автомобилей строго соблюдаются технологии и широко используются оригинальные детали, ввозимые по «белым» каналам. Все перечисленное – безусловный знак качества для покупателей.

Переоборудованием фургонов в микроавтобусы занимаются серьезные компании, владеющие сертификатами качества ISO 9001

Интеграция производителя и подрядчика достигла действительно высокого уровня. В частности, при поступлении заказа на микроавтобус к любому дилеру Volkswagen фургон направляется на переоборудование прямо с центрального склада импортера. И наоборот, после завершения всех работ готовый автомобиль может быть передан непосредственно заказчику, опять-таки минуя дилера. Конечно, подобным доверием со стороны Volkswagen пользуются лишь избранные фирмы, имеющие статус официальных партнеров. Самые известные из них – «БТД-Авто» и «ТС Ателье» (Санкт-Петербург), Производственная компания спецтехники «Артан» и «Луидор» (Нижний Новгород).

Однако немецкий автомобильный концерн готов расширять этот список, для чего недавно был запущен информационный веб-портал https://www.bb-database.com/ru/home. На нем представлена вся документация, включая чертежи и рекомендации по переоборудованию как актуальных, так и снятых с производства коммерческих моделей Volkswagen. На этом интернет-ресурсе проходит регистрация пользователей в качестве «бодибилдеров» («кузовостроителей»), а также организована онлайн-связь с техническим представителем марки. На российском сайте марки Volkswagen Коммерческие автомобили есть описание процедуры и список необходимых документов для включения в перечень официальных партнеров по производству спецтехники.

Таксопарк

Все выпускаемые на территории России микроавтобусы на базе Volkswagen Crafter попадают под ГОСТ Р 52051-2003, в пункте 3.2 которого описывается категория М2: «транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т». Самые популярные у заказчиков модификации – маршрутное такси, «межгород» и «турист» (при этом микроавтобусы разных фирм отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами). 

Это интересно

В микроавтобусы переоснащают не только фургоны Volkswagen Crafter. Не меньшей популярностью пользуется Mercedes-Benz Sprinter. Много заказов поступает на Iveco Daily, Fiat Ducato, Citroen Jumper, Peugeot Boxer и Renault Master. Угрозой этому бизнесу стали так называемые антидемпинговые условия ввоза коммерческих машин полной массой свыше 2,8 т из Турции, Италии и Германии, вступившие в силу 16 июня этого года и повлекшие резкое увеличение стоимости растаможки фургонов.

Наиболее важным фактором для маршрутки является пассажировместимость, поэтому за исходник берется самый выносливый Crafter 50 (полная масса – 5 т, высокая крыша, сверхдлинная колесная база и увеличенный задний свес) в исполнении, предназначенном для холодных регионов, и с пакетом для плохих дорог. Периметр грузового отсека усиливается пространственной рамой из труб прямоугольного сечения, повышающей жесткость кузова и служащей основой для крепления сидений и поручней. Во избежание возникновения очагов коррозии сварка в процессе переоборудования не используется, а также не происходит никаких вмешательств в электронную архитектуру автомобиля. Термо– и шумоизоляцию обеспечивают сэндвич-панели из композитных материалов. Все машины оснащены двумя отопителями (зависимым жидкостным – в передней части салона и автономным – в корме) марок Eberspacher или Webasto, а в качестве опции предлагается установка кондиционера и электропривода боковой сдвижной двери. На страже безопасности пассажиров стоит адаптивная система курсовой устойчивости ESP+ с многочисленными вспомогательными функциями (ABS, ASR, EBA, EBD, MSR) и электронной имитацией блокировки межколесного дифференциала. Аварийный выход осуществляется через задние распашные двери и специальный люк в крыше. Внутренняя высота салона достигает 1940 мм, что позволяет пассажирам не только свободно передвигаться по микроавтобусу, но и ездить стоя. Максимальная вместимость таких автомобилей составляет 26 человек (при количестве сидячих мест не более 21). Конфигурация салона и число мест могут варьироваться (фирма «ТС Ателье», например, предлагает шесть версий компоновки). Цена микроавтобуса-маршрутки, как правило, стартует с отметки 1 600 000 руб.

Оазис комфорта

Междугородные автобусы на базе Volkswagen Crafter отличаются от маршруток более комфортабельными сиденьями (улучшенная эргономика, трехточечные инерционные ремни безопасности и подлокотники). Зачастую в машине организован достаточно вместительный багажный отсек, ради которого приходится жертвовать последним рядом сидений. Количество посадочных мест колеблется в диапазоне от 15 до 19, а перевозка пассажиров стоя строго запрещена. Вариантов компоновки масса – в прайс-листе одного только «Луидора» фигурируют семь модификаций. В верхней части салона междугородных микроавтобусов, вдоль бортов, располагаются багажные полки с интегрированными в них плафонами индивидуальной подсветки. Окна автомобиля снабжены шторками. Такие модели стоят от 1 650 000 руб.

Третий тип переоборудованных Crafter – это туристические автомобили. В них есть все то же, что и у междугородных автобусов, но не только. В «туристах» устанавливается потолочный кондиционер мощностью от 5 до 10 кВт с индивидуальными сервисными блоками над каждым рядом кресел. Сиденья с регулируемыми спинками и мягкой набивкой отделаны велюром или искусственной замшей. Пассажировместимость опять-таки может быть разной: так, ПКСТ «Артан» выпускает туристические автобусы в 10 модификациях с числом посадочных мест от 13 до 20. Многие автомобили укомплектованы аудио– и видеосистемой с несколькими мониторами, а также электроприводом сдвижной двери и местом для гида. Для «дальнобойных» версий предлагается навесной багажный отсек, крепящийся к наружной задней стенке кузова. Разброс цен на туристические микроавтобусы Volkswagen Crafter – от 1 750 000 до 2 200 000 руб.

Далеко не последний фактор в формировании стоимости автомобиля – силовой агрегат: разница в цене между «младшим» двигателем отдачей 109 л.с. и самым мощным 163-сильным мотором составляет около 100 000 руб. Надо сказать, что в техническом плане все машины – и маршрутные такси, и «туристы» – одинаковы: 6-ступенчатая механическая коробка передач, задний привод, рессорная задняя подвеска, усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости, дисковые вентилируемые тормоза «по кругу».

Высший класс

В процессе переоборудования автомобилей строго соблюдаются технологии и широко используются оригинальные детали

Отдельная история – микроавтобусы класса VIP, которые часто называются мобильными офисами. Спрос на них невелик, но устойчив: несколько десятков машин в год. Тут все решают вкус и финансовые возможности заказчика: большинство таких автомобилей – обладатели роскошной отделки из натуральной кожи, алькантары и ценных пород дерева, а также продвинутых систем микроклимата и многофункциональных мультимедийных комплексов. Типовой – если это слово уместно в данном случае – проект предусматривает отделение водительского отсека от пассажирского и установку в последнем четырех массивных кресел с полным набором электрорегулировок. Расположены сиденья по схеме «два против двух». Холодильник, мини-бар, приспособления для размещения верхней одежды и документов – обязательные атрибуты таких автомобилей. Цены начинаются от 3 000 000 руб., а верхнего лимита не существует. К слову, несколько мобильных офисов на базе Volkswagen Crafter сегодня работает в гараже Управления делами Президента Российской Федерации.

Особое назначение

Кроме автомобилей для бизнеса и администрирования, российские компании предлагают так называемые «социальные» модификации, значимость которых трудно переоценить. В частности, это школьные автобусы, рассчитанные на 18 маленьких пассажиров и оборудованные специальными детскими креслами с анатомическим профилем и инерционными ремнями безопасности. В оснащение входят кондиционер, шторки на окнах, верхние полки с бортиками и крепления для ранцев и заниженная боковая подножка распашной двери, а также комплекс громкой связи. Окрашиваются такие автобусы только в желтый цвет, хорошо знакомый по американскому кино и потому вызывающий у окружающих верные ассоциации.

Микроавтобус для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями и вовсе следует оценивать как первичный признак развития общества. Компания «Луидор» сегодня выпускает пять исполнений этих автобусов, с одним или двумя местами для крепления инвалидной коляски и 8–14 пассажирскими креслами повышенной комфортности с регулируемыми спинками. В комплектацию машины входят гидромеханический подъемник в проеме сдвижной двери, электропривод подножки и освещение погрузочно-разгрузочной зоны. 

Поразительное многообразие стандартных и узкоспециализированных модификаций и прежде было коньком семейства Crafter – очевидно, в конструкцию этих автомобилей изначально заложены непревзойденные способности к адаптации. Стоило марке Volkswagen NFZ доверить своим российским партнерам создание пассажирских версий, как на свет появилась широчайшая палитра вариантов, отвечающих любым пожеланиям корпоративных клиентов. Собственным примером Crafter доказал, что качество кроется в количестве.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
VOLKSWAGEN CRAFTER 50 М2
Цена вопроса
 От 1 600 000 руб.
Габариты, мм 5905–7340×1993×2755–2990
Колесная база, мм 3665 – 4325
Снаряженная масса, кг 3100 – 3750
Полная масса, кг 3500 – 5000
Объем багажника, л н.д.
Тип двигателя дизельный, с турбонаддувом
Рабочий объем, куб. см 1968
Макс.мощность, л.с./об/мин 109/3500–163/3600
Макс.момент, Нм/об/мин 300/1500-2250–400/1800
Привод задний
Трансмиссия механическая, 6-ступенчатая
Макс.скорость, км/ч 129 – 148
Время разгона 0-100 км/ч, с н.д.
Расход топлива (средний), л/100 км 10,5 – 11,5
Объем бака, л 75
Количество мест 6 – 26
В роли «исходника» при создании микроавтобусов чаще всего берется фургон Crafter 50 максимальной длины 7340 мм со сдвижной дверью шириной 1300 мм. Объем грузового отделения данной модификации достигает 15,5 кубометра, а грузоподъемность – 2486 кг. В стандартное оснащение входят система стабилизации ESP+, одна подушка и водяной догреватель. Розничная цена фургона составляет не менее 1 634 500 руб., но производители автобусов получают существенные скидки.

К списку тест-драйвов

Комментарии