Секреты микрокосма

Транспортная обстановка в российских мегаполисах по остроте уже превзошла все то, что происходит в городах-миллионниках других стран. Казалось бы, это должно стимулировать интерес к небольшим автомобилям, однако у нас все происходит точностью до наоборот.

В самом младшем сегменте российского автомобильного рынка, обозначаемом литерой А, все маленькое — и машины, и продажи, и деньги. Эта территория всегда была театром одного актера: вплоть до 2006 года продолжалось доминирование сеазовско-камазовской «Оки», а в следующее десятилетие безраздельно господствовал Uz-Daewoo Matiz. Тут всегда действовал принцип «кто дешевле, тот и популярнее», поскольку многие корпоративные клиенты — например, службы доставки — выбирали транспорт по самой низкой цене из возможных. С этого ракурса Matiz был поразительно хорош: шанс приобрести новую иномарку за двести тысяч рублей, дешевле вазовской «классики», казался чистой воды фантастикой! Многие уже тоскуют по тем денькам.

Сегодня сегмент А, судя по всему, выбрал нового вожака. Им стал Ravon R2 производства компании GM Uzbekistan, известного специалиста в области субкомпактных автомобилей. Достаточно сказать, то Uz-Daewoo Matiz тоже относится к числу его творений. Неплохую поддержку R2 оказал KIA Picanto, встрепенувшийся после пары лет забвения. Мощнейший рывок вперед совершил бренд smart со своими моделями fortwo и forfour, которые внезапно стали объектами повышенного интереса со стороны каршеринговых сервисов. Совместными усилиями эти четыре модели двинули весь сегмент вверх, доведя объем продаж до… 8368 шт.! Как видите, масштабы этого бизнеса более чем скромны. Еще 83 проданных автомобиля в статистику добавили Lifan Smily, Fiat 500 и BMW i3.

Нелюбовь россиян к машинам класса А хорошо известна. У нее есть как вполне разумные основания, так и совершенно иррациональные, причем зачастую они тесно переплетены. В координатах национального менталитета мини-кар — демонстрация слабости, уязвимости и беспомощности. Это прямая противоположность любого символа успеха и процветания, а порой даже некое приглашение к агрессии в свой адрес. Возможно, момент еще не настал. Скорее всего, жители российских мегаполисов пока справляются с пробками, поиском места для парковки и ценами на бензин. Ну и конечно, интерес покупателей к субкомпактам невозможен без налоговых и регламентных послаблений со стороны государства.

Дабы почувствовать разницу, осталось привести цифры продаж автомобилей сегмента А на европейском рынке. За минувший год Fiat 500 разошелся тиражом 189 тыс. шт., Fiat Panda нашел 187 тыс. покупателей, а однотипные Toyota Aygo, Peugeot 108 и Citroen C1 проданы в количестве 202 тыс. машин. Общая емкость сегмента составила 1250 тыс. автомобилей. Интерес к супермини в Европе велик, их все чаще приобретают достаточно обеспеченные люди в качестве практичного средства самовыражения, что подталкивает производителей к выпуску машин в богатых комплектациях. Поэтому в Старом Свете субкомпактные автомобили стали серьезным делом, к которому никто не относится спустя рукава. AG

1 МЕСТО — RAVON R2
489 000 — 559 000 руб.

В 2017 году сегмент субкомпактных автомобилей обрел нового безоговорочного лидера — нарастив продажи вчетверо, им стал Ravon R2. Получается, что узбекская модель заняла на российском рынке то место, которое некогда принадлежало таким машинам, как «Москвич-400 / 401», ЗАЗ-965, ЗАЗ-966 / 968 и ВАЗ-1111 «Ока». Нынешняя ситуация напоминает советскую эпоху практически нулевой конкуренцией. Да, формально у Ravon R2 есть соперник в лице KIA Picanto, однако корейский автомобиль в сопоставимых комплектациях в полтора раза дороже, что, кстати, весьма достоверно отражают итоговые цифры продаж. Ну а продукция бренда smart традиционно проходит по премиальным прайс-листам, что переводит ее в разряд эксклюзива.

Официальные представители бренда Ravon с гордостью говорят о том, что их модель является самым доступным автомобилем с автоматической коробкой передач на российском рынке. И это абсолютная правда. Более того, для Ravon R2 комбинация 1,2‑литрового мотора мощностью 85 л. с. с 4‑ступенчатым автоматом является единственно возможной конфигурацией. А цена весьма и весьма соблазнительна — 439 000 руб. за машину в базовой версии Comfort. Однако наибольшим спросом пользуется «средняя» комплектация Optimum за 485 000 руб.: в ней есть четыре подушки безопасности, кондиционер, регулируемая рулевая колонка и колеса размером 14 дюймов против 13. Интересно, что максимальное исполнение Elegant выбирают так же часто, как и минимальное. Это объясняется тем, что разница между ними составляет всего лишь восемьдесят тысяч.

Габаритная длина Ravon R2 равна 3640 мм, но это обстоятельство не должно смущать: передние кресла спроектированы с расчетом на комфортную посадку человека ростом 190 см, а объем багажника при сложенных задних сиденьях достигает 568 л. И это притом что R2 оснащается полноразмерным запасным колесом.

2 МЕСТО — KIA PICANTO
559 900 — 864 900 руб.

В середине 2017 года KIA Picanto сменил поколение. Произошло маленькое чудо: сохранив габаритные размеры предшественника, новая модель стала выглядеть совсем по‑иному, солидно и динамично. Элегантная и привлекательная внешность прозрачно намекнула на дрейф модели Picanto в сторону премиума. С учетом современных реалий это выглядит абсолютно оправданно, поскольку значительная часть покупателей городских субкомпактов выбирает их не за дешевизну, а за те удобства, что предполагает владение подобным автомобилем. К ним относятся свобода маневрирования и быстрота решения вопроса с парковкой, а также экономия на топливе, страховках и налогах. Но в части комфорта и оснащения автовладельцы хотят получать от супермини все то, что есть в машинах двумя классами выше.

Новый KIA Picanto предоставляет желаемое. Бесключевой доступ, мультимедиа с голосовым управлением, климат-контроль, видеокамера заднего вида с динамической разметкой, подогрев руля, электропривод складывания зеркал — все это и многое другое в арсенале автомобиля имеется. Однако самые интересные опции — стайлинг-пакеты X‑Line (809 900 руб.) и GT Line (859 900 руб.). В первом случае Picanto щеголяет развитым внедорожным обвесом, качественно имитируя кроссовер. А во втором спортивные бамперы, специальные молдинги, оригинальная решетка радиатора и 16‑дюймовые колеса помогают ему принять образ «горячего» хетчбэка. Российские покупатели достаточно адекватно отреагировали на смену позиционирования KIA Picanto, и продажи пошли вверх. Самая доступная версия с литровым мотором мощностью 67 л. с. и механикой, цены на которую начинаются с отметки 554 900 руб., отечественных клиентов KIA не заинтересовала. Другое дело — машина с 84‑сильным двигателем объемом 1,2 л и автоматом: на нее пришлось почти 90  % сбыта при ценах от 654 900 руб. и выше.

3 МЕСТО — SMART FORTWO
890 000 — 1450 000 руб.

О бренде smart и его автомобилях можно говорить бесконечно долго. Его главная заслуга и достижение заключаются в том, что он привнес высокое инженерное искусство в тот сегмент рынка, где оно считалось невостребованным. Поначалу smart был понят неверно, и намерение немцев продавать городские мини-кары по цене вдвое выше обычной встретили насмешками. Широкая публика приняла предложение smart на свой счет и ошиблась: в действительности автомобиль был адресован постоянной клиентуре Mercedes-Benz и других премиальных марок в качестве городского транспорта, достойного их социального статуса.

На российском рынке smart официально представлен с 2012 года, и за девять лет объем сбыта нарастающим итогом составил 2620 машин. В прошлом году в России было продано 484 автомобиля smart fortwo, что формально выводит его на третье место рейтинга продаж в сегменте А. В группе поддержки оказались 380 четырехдверных forfour. Однако говорить о всплеске популярности было бы необоснованно. Во-первых, в сравнении с 2016 годом продажи несколько снизились. А во‑вторых, частные клиенты приобрели лишь малую часть от указанного количества — основными покупателями стали каршеринговые сервисы и дилеры Mercedes-Benz, вынужденные выкупать машины для демонстрационных целей. Тем не менее автомобили марки smart остаются чудом техники, которое заслуживает внимания и уважения. Они предлагают феноменальный уровень безопасности и уникальные ощущения от вождения, а возможности персонализации автомобиля просто безграничны. Цены на модель fortwo начинаются с 890 000 руб., и за эти деньги клиент получает заднеприводный автомобиль с 900‑кубовым турбомотором и коробкой передач с двумя сцеплениями. А за 1 450 000 руб. можно приобрести fortwo в версии Brabus!

К списку тест-драйвов

Комментарии