TOYOTA PRIUS. ЭКОЛОГ СО СТАЖЕМ

Гибриды стремительно набирают популярность в развитых странах. Подобные автомобили сходят с конвейеров большинства производителей, но пионером в данной области был и остается Toyota Prius, теперь представленный уже в четвертом поколении.

1798 см3
1450 кг
3,0 л/100 км
99 л.с.
502 л.
2 252 000 руб.
 


Сегодня мир уверенно движется к электрификации, хотя двадцать лет назад об этом задумывались немногие. Создавать и продвигать новую технологию взялась компания Toyota. Еще в начале 90‑х японцы запустили проект G21 под девизом «Успеть к XXI веку», в рамках которого усилия лучших инженеров были направлены на разработку инновационного автомобиля со сниженным вдвое расходом топлива. Рассмотрев множество вариантов, компания остановилась на гибридной силовой установке, состоящей из традиционного бензинового двигателя и электромотора. По официальным данным, разработка машины стоила около миллиарда долларов. Сумма значительная, но не рекордная для автопрома. Однако не исключено, что за рамками бюджета остались многочисленные эксперименты инженеров: чтобы добиться требуемого результата, японцам пришлось создать до сотни вариантов гибридных систем.

Первый концепт-кар с гибридным приводом Toyota представила в 1995 году на домашнем, Токийском автосалоне, а в продажу машина поступила в 1997‑м под названием Prius. Это слово с латинскими корнями производитель трактует как «первый». Автомобиль действительно стал первым массовым гибридом. До 2000 года модель предлагалась только на внутреннем японском рынке. Поговаривают, что Toyota продавала Prius себе в убыток, что неудивительно: первым всегда тяжело.

Как вскоре выяснилось, японцы правильно уловили мировой тренд на борьбу за экологию. Аналогичную модель с названием Insight через два года выпустила Honda. На крупнейшем авторынке мира — в США — гибриды стали модным, а вскоре и популярным транспортным средством. В начале 2000‑х вместе с введением налоговых льгот для владельцев «зеленых» автомобилей продажи гибридов выросли в разы. За десять лет японцам удалось реализовать миллион своих гибридов. До России Prius официально добрался в 2009 году, хотя автомобили, ввезенные частным образом, появились у нас намного раньше.

ФУТУРИСТ

Нынешний Prius четвертого поколения выпускается с 2015 года. Эта машина с экстраординарной футуристской внешностью разительно отличается от других автомобилей в потоке. Тут и неописуемой формы фары и фонари, и необычная линия бокового остекления, и состоящее из двух частей заднее стекло. Нравится вам все это или нет — вы всегда узнаете Prius, если видели его хоть раз. Столь же оригинален и салон. Перед рулем вместо привычных спидометра и тахометра лишь белый пластик. Цифровая «приборка» с двумя экранами раскинулась по центру передней панели. Если прежде вы не ездили на Nissan Primera или Citroen С4 Grand Picasso, где ее расположение аналогично, то все время посматривать вправо поначалу будет неудобно. Впрочем, в Prius в этом нет необходимости: основная информация отображается на лобовом стекле посредством проекционного дисплея. К большим экранам мультимедийных систем и дисплеям климатических установок владельцы современных машин уже привыкли, тут Prius вписывается в рамки модной тенденции. А вот селектор гибридной бесступенчатой трансмиссии в машине необычный — крохотный рычажок расположен почти горизонтально под центральным монитором.

Благодаря переходу на новую платформу салон стал просторнее. Водитель сидит по‑спортивному низко. Огромный запас свободного пространства над головой и большие стекла создают особое ощущение. Любители солнечного света с восторгом называют это воздушностью, а ценящие конфиденциальность в салоне, пожалуй, скажут: «aквариум». Достаточно места и на заднем диване — это полноценный пятиместный автомобиль. Плюс вместительный багажник, где под полом спрятано полноразмерное запасное колесо. Если на первый взгляд салон Prius удивляет необычными дизайнерскими решениями, то на второй уже просто радует простором и функциональностью.

Японцы рапортуют об инновационном климат-контроле, который реагирует на открытие дверей, распознает, где в салоне сидят пассажиры, и направляет на них воздушные потоки. Обогрев передних кресел с разной интенсивностью подогревает различные их части. В российские Prius устанавливают дополнительный электрический отопитель салона и индикатор низкого уровня стеклоомывающей жидкости.

Огромный запас пространства над головой и большие стекла создают особое ощущение.
Любители солнечного света с восторгом назовут это воздушностью, а ценящие конфиденциальность в салоне, пожалуй, скажут: «aквариум»

ТИШЬ ДА ГЛАДЬ

После нажатия кнопки запуска двигателя в салоне не происходит ничего. Лишь на приборной панели загорается надпись Ready — можно трогаться. Начало поездки может быть практически бесшумным. При достаточном уровне заряда батареи Prius умеет ездить на электротяге. Затем в дело вступает 1,8‑литровый бензиновый мотор с отдачей 99 л. с. Бесступенчатая трансмиссия плавно ускоряет машину, сочетая мощность бензинового агрегата и 72‑сильного электродвигателя. Разгон до «сотни» занимает 10,6 с. Из них первые 70–80 км / ч Prius может набрать достаточно быстро, а затем темп снижается. Если кто забыл, машина сама напомнит: она сделана не для светофорных гонок, а для плавной езды с минимальным расходом горючего.

Информативностью руля гибрид не отличается, зато радует небольшими кренами в поворотах. Есть у Prius и традиционный для гибридов эффект «дотормаживания». Кажется, словно кто‑то усиливает давление на педаль тормоза, — так при замедлении срабатывает система, которая использует энергию торможения для зарядки тяговой батареи. Впрочем, обе особенности проявляются не так сильно, чтобы смутить водителя.

В России Prius оснащается пакетом для плохих дорог. Он включает в себя увеличенный до 13 см дорожный просвет, иные амортизаторы и пружины, чем на машинах для Японии. В результате гибрид без напряга преодолевает мелкие и средние неровности. Подвеска справляется и с крупными ямами, не доводя дело до пробоя. Производитель заявляет о среднем расходе топлива 3 л, однако эту цифру не стоит воспринимать буквально. Как и у других моделей, она лишь служит ориентиром, поскольку это идеальный вариант, при котором гибрид часть испытательного цикла проезжает на электротяге, — в нашей реальности так не бывает почти никогда. При размеренной езде по городу можно рассчитывать на 5–6 л на 100 км. Схожие показатели теперь бывают и у дизельных, и у «даунсайзинговых» бензиновых турбомоторов.

ЯПОНСКИЕ ЗАГАДКИ

В Prius заложено множество решений и технологий, о которых трудно догадаться. Так, руль отделан специальной искусственной кожей, которая зимой кажется теплее, а летом прохладнее. Кузов окрашен уникальной краской — она лучше отражает солнечные лучи, защищая салон от перегрева летом. И все это — чтобы человеку было комфортнее и он меньше использовал поедающую энергию климатическую систему. То же можно сказать о легкосплавных колесных дисках: они закрыты дополнительными аэродинамическими колпаками для меньшего расхода топлива. Шины тоже особенные — с пониженным сопротивлением качению. Многие детали сделаны из вторсырья, отслужившие срок аккумуляторы сдают на переработку, а из элементов гибридной силовой установки добывают редкоземельные металлы. Но это в Японии…

По официальным данным, разработка машины стоила около миллиарда долларов.
Однако не исключено, что за рамками бюджета остались многочисленные эксперименты, которые пришлось провести инженерам

В России Prius продается в единственной комплектации — «люкс». Помимо перечисленного выше, она включает в себя полностью диодную светотехнику, сенсорный 7‑дюймовый экран с навигатором (увы, без «Яндекса», как на новых Camry и RAV4) и камерой заднего вида, площадку для беспроводной зарядки смартфона, датчики света и дождя, круиз-контроль, системы активной и пассивной безопасности. Гарантия на компоненты гибридной силовой установки действует 5 лет или 100 000 км пробега.

Цена гибридомобиля — 2 252 000 руб. — сравнима со стоимостью Camry с мотором 3,5 л в одной из топовых комплектаций. Впрочем, едва ли кто‑то из покупателей стоит перед выбором Prius vs Camry. У гибрида особый круг клиентов и практически полное отсутствие прямых конкурентов в нашей стране. AG

TOYOTA PRIUS

Цена от 2 252 000 руб.
Габариты (Длина х Ширина х Высота), мм
4540×1760×1470
Снаряженная масса, кг
1450
Колесная база, мм
2700
Объем багажника, л
502
Объем топливного бака, л
43
Тип двигателя
бензиновый
Рабочий объем, куб. см
1798
Макс. мощность, л. с./об/мин
99/5200
Макс. момент, Нм/об/мин
142/4000
Электромотор, макс. мощность, кВт
53
Привод
передний
Трансмиссия
гибридная, бесступенчатая
Диаметр разворота, м
н. д.
Время разгона, 0-100 км/ч, с
10,6
Максимальная скорость, км/ч
180
Расход топлива, л/100 км (смешанный)
3,0

Альтернатива

1560 см3
1385 кг
3,9 л/100 км
120 л.с.
359 л
1 685 000 ₽
1332 см3
1450 кг
5,2 л/100 км
150 л.с.
370 л
2 080 000 ₽

К списку тест-драйвов

Комментарии