Вне стереотипов

В России покупка кабриолета или родстера нередко расценивается как вызов. Поэтому даже среди обеспеченных людей на такое приобретение решаются очень немногие, и статистика продаж — тому подтверждение.

Даже сравнительно компактные двухдверные машины в нашей стране стоят дорого. Причина не только в имидже. Седаны и кроссоверы такого же ценового уровня пользуются куда большим спросом, а потому производители задумываются об их локализации и, как следствие, снижении стоимости. Кроме того, сертифицировать открытые авто необходимо как самостоятельные модели, а не версии базового седана. На этом пути с недавних пор существенным препятствием стали дорогостоящие краш-тесты для проверки системы ЭРА-ГЛОНАСС. В результате некоторые бренды решили, что проще отказаться от поставок, нежели тратить время, деньги и усилия. Например, на официальном российском сайте BMW ныне предлагается только открытая версия 4 серии. Аналогичные представители 2 и 6 серий, увы, к нам не ввозятся. Приятным исключением для обеспеченных покупателей остается Mercedes-Benz — компания практически не ущемляет российских автолюбителей по части ассортимента. Правда, машины с трехлучевой звездой, при прочих равных, стоят дороже аналогов под марками Audi и BMW.

Так что выбор у желающих приобрести двухдверку в России невелик. Дешевле миллиона рублей ничего не предлагается в принципе, в интервале от миллиона до двух — только крайне непрактичный кроха smart fortwo cabrio. Открытый MINI потянет на 2 125 000 руб., а за любой другой кабриолет или родстер просят значительно больше. Причем доплата относительно «народного» прародителя очень существенная. Например, BMW 3 серии стоит от 1 890 000 руб., а открытый BMW 4 серии — от 2 930 000 руб.

Вот почему нет ничего удивительного в том, что в сегменте кабриолетов «попроще» за весь 2017 год продали меньше 250 автомобилей, при этом больше половины спроса пришлось всего на две модели — Porsche Boxster и smart fortwo cabrio. Намек на борьбу был и за третье и четвертое места, где близкие результаты показали Mercedes SLK / SLC (40 машин) и BMW 4 серии (36 автомобилей). Замыкает пятерку Mercedes C‑Класс Кабрио (19 единиц). Совместными усилиями троицы Audi — A3, A5 и ТТ — при поддержке открытого Mercedes Е-Класс удалось добиться… восьми проданных экземпляров. В подгруппе элитных кабриолетов и родстеров картина похожая, только тиражи еще меньше: в сумме 175 машин, из которых 107 пришлись на Porsche 911 и Mercedes SL‑Класс. Публика тут консервативная, свои пристрастия меняет неохотно. Да и зачем, если лидеры сегмента обладают выдающимися качествами практически по всем статьям? Третье место уверенно занимает Mercedes S-Класс (35 машин), за которым не угнался MINI Cabrio (19 экземпляров). BMW 6 серии, Jaguar F-Type и Mercedes-AMG GT Roadster слабо тянут даже на массовку. Их выбрали в общей сложности 12 покупателей.

Этим предложение на нашем рынке и исчерпывается. Массовые бренды не привозят кабриолеты и родстеры в принципе (да их и почти нет в линейках), а теперь стали осторожничать и премиальные марки. AG

1 МЕСТО — PORSCHE BOXSTER
3 879 000 — 4 691 929 руб.

Самый маленький Porsche сменил поколение два года назад. Новый Boxster показали на Женевском мотор-шоу в марте 2016‑го. Наряду с техническим оснащением и кузовом изменился и индекс: теперь модель называется 718 Boxster. Для знатоков это отсылка к модели 718 Spyder, блиставшей на гоночных трассах в 50‑е годы прошлого века.

Лидерство машины в своем сегменте объяснить нетрудно: имя Porsche давно стало легендарным. А Boxster хотя и не имеет столь долгой и славной истории, как 911, в ездовых повадках ему не уступает. У тех покупателей, кто обращает внимание на новые кабриолеты и родстеры, обычно достаточно «лишних» денег. Поэтому не стоит ожидать, что первое место займет самая доступная модель вроде smart fortwo или BMW 4 серии. Здесь правят бал эмоции, а не сухой расчет. И уж чем-чем, а ходовыми качествами 718 Boxster не обделен! На звание суперкара, учитывая мощность двигателей, он, возможно, и не тянет, но во всем остальном этому статусу соответствует.

Во втором поколении базовым мотором «двухдверки» стала «четверка» с турбонаддувом. Спасибо, что по‑прежнему оппозитная! Обычному «семьсот восемнадцатому» положен 2‑литровый мотор с отдачей 300 л. с., а версии с литерой S — 350‑сильный агрегат 2.5. Обе можно заказать с механической коробкой передач или преселективным роботом PDK. Привод — только задний. В зависимости от типа силового агрегата время разгона до «сотни» варьируется от 4,4 до 5,1 с. Максимальная скорость составляет 275 км / ч для базового исполнения и 285 км / ч — для «эски».

Российские поклонники Porsche не мелочатся. Наиболее востребованная модификация родстера — топовая, с мотором 350 л. с. и автоматизированной трансмиссией. Стоит она от 4 691 929 руб.

2 МЕСТО — SMART FORTWO CABRIO
1 360 000 — 1 560 000 руб.

Сложно найти более непрактичную для российских условий машину, нежели smart fortwo. Двухместный, заднеприводный, он плохо приспособлен к зиме, колдобинам, обгонам и перевозке чего‑либо еще, помимо двух человек. Кажется, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга найти его поклонников в принципе нереально. Ареал обитания smart fortwo ограничен городом. На трассе ему не слишком уютно, и этот дискомфорт передается седокам. Ведь машинку такой массы встречная фура, кажется, способна отправить в кювет. Кому понравятся такие ощущения? Тем удивительнее, что продажи этой модели растут: с 442 единиц в 2016 году до 554 экземпляров в 2017‑м. И кабриолетов среди них не так уж мало: статистика за прошлый год говорит о 70 автомобилях, а это немногим меньше, чем было продано Porsche 718 Boxster. Но породистого «немца» понятно за что выбирают. А этого кроху?

При определенных вводных альтернатив крохе smart fortwo cabrio на российском рынке попросту нет

Если вдуматься, преимущества у модели все же находятся. Главное из них — способность приткнуться на клочке парковочного пространства. Российские владельцы smart все чаще прибегают к подсмотренному в Европе способу — перпендикулярно бордюру, пользуясь игрушечной длиной автомобиля. Плюс броская внешность, которую тоже не стоит сбрасывать со счетов. Кроме того, кабриолеты — машины для эгоистов, поскольку больше двух человек в них практически никогда не ездит. А раз так, зачем переплачивать за лишнее «железо», если двоих с комфортом везет и smart?

Конечно, относительно «полноразмерных» автомобилей smart fortwo cabrio стоит неадекватно дорого: от 1 360 000 руб. За эти деньги уже можно присмотреться к не самому маленькому кроссоверу! Но стоит взглянуть на машину глазами того, кому позарез хочется кабриолет, и все встает на свои места. Следующий по цене вариант на российском рынке — MINI Cabrio за 2 125 000 руб., а все прочие стартуют от трех миллионов. Так что альтернатив малышу попросту нет.

Для российского рынка smart fortwo cabrio по умолчанию комплектуется 900‑кубовым турбомотором мощностью 90 л. с., 6‑ступенчатым автоматом и мягким верхом с электроприводом. Также предлагается версия Brabus с двигателем 109 л. с., иным декором и более богатым оснащением.

3 МЕСТО — MERCEDES-BENZ SLK/SLC
3 100 000 — 4 710 000 руб.

Складная металлическая крыша избавляет от проблем с зимней эксплуатацией автомобиля: ни переживаний за сохранность тента, ни необходимости усиленно отапливать салон

У каждого из тройки лидеров в сегменте кабриолетов и родстеров свои плюсы. Porsche — спорткар с породистым именем и повадками, smart — относительно недорог и идеален для города. А Mercedes SLC являет собой редкий вариант практичной машины со складным верхом. Как и у предыдущих поколений, крыша у «двухдверки» металлическая. Значит, нет никаких проблем с эксплуатацией автомобиля зимой: ни переживаний за сохранность тента, ни необходимости усиленно отапливать салон. И есть только одно объяснение, почему этот представитель марки с трехлучевой звездой не выбился в лидеры: практичность для российских покупателей открытых машин далеко не на первом месте. И это вполне логично: вряд ли кто‑то приобретает подобный автомобиль в качестве единственного.

Поставки Mercedes SLC в Россию начались два года назад. До рестайлинга родстер носил индекс SLK, с которым пришлось расстаться из‑за перехода бренда на новую, более понятную иерархию обозначений. Всего клиентам предлагается на выбор три варианта силового агрегата. «Гражданские» исполнения довольствуются рядной «четверкой» объемом 2 л. В зависимости от степени форсировки она выдает 184 или 245 л. с. На вершине гаммы — заряженный Mercedes-AMG SLC 43 с шестицилиндровым мотором 367 л. с. Все машины оснащаются 9‑ступенчатым автоматом.

Наибольший спрос приходится на базовую модификацию. На треке владельцы SLC не гоняют, в дальние путешествия не ездят, а для дефиле по городу и трассам вблизи мегаполиса за глаза хватит и начального двигателя. Стартовую цену в 3 100 000 руб. по меркам имиджевых моделей Mercedes можно назвать адекватной. Из числа кабриолетов и родстеров дешевле нет никого, а открытый С-Class дороже на триста тридцать тысяч. Отметим, что, несмотря на мизерные продажи, Mercedes SLC со всеми моторами предлагается в специально разработанной для России комплектации «Особая серия».

КАБРИОЛЕТЫ И РОДСТЕРЫ "ПРЕМИУМ"

1 МЕСТО – Porsche 911 Cabrio/ 7 000 001 — 14 263 00 руб.
2 МЕСТО – Mercedes-Benz SL/ 7 100 000 – 17 600 000 руб.
3 МЕСТО– Mercedes-Benz S-Класс Cabrio/ 10 450 000 – 18 950 000 руб.

Народными кабриолеты и родстеры не считаются даже в богатых странах, что уж говорить о России. Если в категории более дешевых открытых машин было продано всего 249 экземпляров, то результат в 175 автомобилей для премиума удивления не вызывает. Тройка лидеров здесь состоит из представителей тех же концернов, причем идут они в том же порядке (бренд smart, как мы помним, принадлежит гиганту Daimler). За Porsche 911 Cabriolet расположились родстер Mercedes SL‑Класс и один из самых роскошных кабриолетов в мире Mercedes S‑Класс.

В этом сегменте уже очевидно, что покупатели, выбирающие самые дорогие версии, не привыкли экономить на автомобиле

Сразу бросается в глаза, что по сравнению с прошлым годом преимущество Porsche 911 не столь явное. В 2016‑м россияне приобрели 74 открытых Porsche, 44 «двухдверки» Mercedes SL и 12 S‑Класс. Теперь же расклад сил следующий: 55, 52 и 35 машин соответственно. Возможно, сыграл свою роль фактор возраста. «Девятьсот одиннадцатое» семейство подверглось процедуре рестайлинга еще осенью 2015 года и уже стоит на по-роге смены поколения. А вот смещением интереса клиентов от чистого спорта к комфортабельности изменения вряд ли можно объяснить. Все же у Porsche 911 и его ближайших преследователей абсолютно разные ценности и, как следствие, непересекающаяся целевая аудитория.

В этом сегменте уже очевидно, что покупатели не привыкли экономить. Среди открытых Porsche наибольшим спросом в 2017 году пользовалась топовая версия Turbo S (580 л. с.; от 14 263 000 руб.), а Mercedes S‑Класс Кабрио чаще выбирали в модификации AMG S 63 (612 л. с.; от 13 400 000 руб.). Mercedes SL на их фоне — сущий скромняга, привлекающий большинство заказчиков в начальном исполнении SL 400 («всего» 367 л. с.; от 7 100 000 руб.). В 2018 году расклад сил в группе вряд ли изменится, равно как и места, занимаемые тройкой лидеров. Потеснить их некому. Отрыв от соперников велик, а ближайший из них — MINI Cabrio — не имеет ни малейших предпосылок к резкому рывку. AG

К списку тест-драйвов

Комментарии